Нижегородцы одними из первых смогли побывать на премьерном показе в “Синема Парке” новой приключенческой ленты «Три мушкетера», снятой актером и режиссером, в прошлом «гардермарином» Сергеем Жигуновым. Еще в прошлом году, когда фильм только снимался, режиссер отдавал себе отчет в том, что его мушкетеров будут сравнивать с киноверсией Юнгвальд-Хилькевича, знакомой всякому с детства. Жигунов в многочисленных интервью подчеркивает, что в работе он не отталкивался от советской музыкальной версии, а снимал свою картину в совершенно другом жанре, где д’Артаньян и мушкетеры не поют и не танцуют, зато гораздо моложе и больше соответствуют духу бесшабашных приключений юности, которым пронизано произведение Дюма.
Жигунов снял 10-й серийный телевизионный сериал, который, если судить по двухчасовой прокатной версии, выдержан в классической манере исторического костюмного приключенческого киноромана. Прокатный вариант, несмотря на некоторую очевидную сжатость, радует отсутствием новомодных спецэффектов, унылых телегэгов в стиле камеди всех сортов, своевольного жонглирования авторским сюжетом. При этом новые «Три мушкетера» с бережной тщательностью помогают воплотиться на экране тем героям, которых читатели представляли если не точно такими, то очень похожими.
Герои классически дерутся на шпагах, старомодно целуются, и за все время просмотра фильма никому не приходит в голову заскучать, потому что нам не показывают, как на макрокадре в голливудском стиле, кончик шпаги распарывает плоть и из нее брызжет кровь. Наконец-то нам не надо притворяться, будто бы мы верим, что перед нами восемнадцатилетний юнец из Гаскони. Усы Боярского и его пение оставили неизгладимый след в сердцах нескольких поколений зрительниц, но все же принять взрослого мужчину за наивного гасконца можно было, только понимая условия игры: это мюзикл по мотивам произведения Дюма, слушайте хорошие песни в исполнении любимых артистов и наслаждайтесь концептуальной условностью происходящего. Спору нет: это было по-своему хорошо.
С другой стороны, за те 35 лет, что прошли со времени создания «Мушкетеров» Хилькевича, зрители уже наелись всяческой условности, концептуальности, перфомансов и художественных инсталляций. Жигунов чутко уловил тенденцию последних лет: публике хочется доброй классики, когда история разворачивается перед глазами, как она есть, без наворотов и спецштуковин.
Хочется отметить удачный выбор режиссером исполнителей всех ключевых ролей, особенно заглавных.
Атос в исполнении Юрия Чурсина в меру мрачен и пьян, как и положено его герою, благороден и демонически привлекателен. Перед зрителем дверца в его сердце приоткрыта гораздо шире, чем это нам показывали ранее: мы видим, что граф де ля Фер до сих пор любит свою жену, и ее казнь уносит половину его души.
Алексей Макаров не акцентирует внимание на земной плотности Портоса, справедливо полагая, что его внешняя фактура сама подчеркнет упоение героя радостями жизни. Он в меру ленив, в меру подвержен чревоугодию, в меру смешон и жизнелюбив.
Арамис в исполнении Павла Баршака предстает вполне куртуазным, но мужественным, а не изнеженным, словно хрупкий Адонис, который носит шпагу в ножнах лишь по недоразумению (при всем уважении к версии Юнгвальд-Хилькевича, этот герой там выглядел так, словно ничего тяжелее кружевного платка, в руках не держал).
Говорят, что Жигунов изначально предполагал, что Арамиса сыграет актер и музыкант Алексей Воробьев. Но востребованный в связи с записью альбома в Лос-Анджелесе и съемками в голливудской картине артист смог выделить время только для небольшой роли лорда Винтера. Воробьев словно создан для роли Арамиса, но зато он сможет утешиться тем, что его героя просто не с кем сравнивать: в советском мюзикле лорда Винтера, брата мужа Миледи, из сюжета просто выкинули.
Миледи в исполнении нашей землячки Екатерины Вилковой сказочно хороша. Ее героине немного не хватает «яда», но по сокращенному варианту киноромана трудно вынести окончательное суждение.
Констанцию сыграла Анна Старшенбаум, которая нежна и хрупка, и мало напоминает искушенную придворными интригами матрону, знакомую нам по прежнему фильму: ее героиня скорее, похожа на юную фрейлину-неофитку.
Константин Лавроненко (Лорд Бэкингем) и Мария Миронова (Анна Австрийская) показали не мимолетную интрижку, а глубокое чувство мужественного влюбленного герцога и королевы, которая не вольна поступать по велению сердца. Если смерть герцога в мюзикле никто не заметил, то в картине Жигунова вряд ли оставит кого-то равнодушным эта сильная эмоциональная сцена.
Интересно наблюдать за психологическим поединком кардинала Ришелье (Василий Лановой) и короля Людовика (Филипп Янковский): два хитрых, коварных человека, играющих друг с другом, как кошка с мышкой.
И, конечно же, Сергей Жигунов сделал совершенно блестящий выбор актера на роль главного героя, пригласив на роль ’Артаньяна 22-летнего артиста родом из Казани, выпускника Школы-студии МХАТ Риналя Мухаметова. Его д’Артаньян – желторотый юнец, который наивно упивается жизнью, жизнерадостный провинциал, ошеломленный столицей. В нем еще много «гасконской деревенщины», но пылкие манеры уже выдают будущего покорителя дамских сердец, перед красотой и ослепительной улыбкой которого не сможет устоять даже Миледи. В игре Мухаметова видна неподдельная искренность, его герою веришь и следишь за его взрослением с сочувствием.
Это первая большая роль артиста, и она получилась многообещающей: в российском кино появился настоящий романтический герой.
После показа фильма состоялась пресс-конференция, на которой Риналь Мухаметов ответил на вопросы кинозрителей и прессы, с обаятельной улыбкой раздавал автографы и фотографировался с вмиг появившимися у него поклонниками. Молодой актер рассказал о том, что несмотря на явные актерские задатки, в театральных вузах ему отказывали в приеме из-за того, что он заикается. Риналь не считал это преградой для учебы, и эта его уверенность в себе подкупила Кирилла Серебренникова, чей курс школы-студии МХАТ молодой актер закончил в прошлом году.
«Наш фильм простой, не ждите от него спецэффектов и всяких 3D-штук, - улыбается исполнитель роли юного гасконца. – Простой –не значит «недорогой» (говорят, Сергей Жигунов вложил в фильм 12 миллионов долларов – ред.). Это значит, что в нем нет каких-то коварных подтекстов, он просто о жизни людей, которые любят. Этот фильм, в принципе, о нас, только в нем есть шпаги и лошади. В нем есть и гайдаевская нотка, которую я люблю, и я надеюсь, что вы ее оцените».
Зрители, посмотревшие картину, ее оценили высоко. И их мнение совпало с представителями 23 зарубежных стран, которые на кинорынках уже заключают договора с режиссером Сергеем Жигуновым на приобретение этой российской картины для проката у себя на родине.