Всё это есть в кружке «Юный техник» нижегородского лицея № 87 имени Л. И. Новиковой, где Татьяна ГАЛАТОНОВА, преподаватель технологии, вот уже 13 лет учит детей научно-техническому творчеству.
Наука с пелёнок
Глядя, с каким усердием сидящие в мастерской школьники вырисовывают на бумаге новые проекты, Татьяна Евгеньевна вспоминает своё детство. В рвении узнать, как устроен механизм, почему ездит машина, её всегда поддерживал отец. Так же и нынешних школьников должны подбадривать их родители, считает Татьяна Евгеньевна. И приводить ребят в «Юный техник».
- Кружок возник случайно, - говорит преподаватель. - Однажды в лицее, где училась моя дочь Лена, проводилась выставка детских работ. Мы сделали огромный макет Нижегородского кремля. Тогда мне и предложили вести кружок.
Сначала она работала по совместительству - педагогом и инженером, - а потом, при активной поддержке мужа и отца, ушла в лицей насовсем. У неё здесь учились двое своих детей.
- Уже в четвёртом классе ребятам становится неинтересной поделка сама по себе, - говорит педагог. - Им нужна не столько модель, сколько идея, которую можно развить и воплотить в модели.
Этим она и занялась с ребятами.
- Конечно, проекты, которые создают учащиеся младших классов, довольно наивны, - соглашается Татьяна Евгеньевна. - С другой стороны, это самый настоящий научный поиск. А идеи в нашем мире - самое ценное.
Учимся побеждать
«Юный техник», по сути, давно не кружок: это настоящее научное сообщество, где ребёнку есть с кем поделиться идеями.
- С 1-го по 7-й класс ребята работают в мастерской, где придумывают и мастерят свои первые модели,- рассказывает Татьяна Галатонова. - Потом их, подготовленных, самостоятельных в научном поиске, я передаю преподавателям физики для создания настоящих взрослых проектов.
Ребята из начальной школы в кружке активно готовятся ко всероссийскому конкурсу дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», а старшие кружковцы защищают проекты на городской технической олимпиаде, областных и всероссийских олимпиадах по технологии. И чаще всего возвращаются с победой.
- Старшеклассники, как правило, защищают коллективные проекты, - говорит преподаватель. - Моей дочери и её команде концептуальный проект «Экологически чистый автомобиль» помог поступить в НГТУ. Сын поступил туда благодаря олимпиаде в рамках Каплановских чтений, организованных Поволжским центром аэрокосмического образования (ПОЦАКО).
Татьяна Евгеньевна признаётся: чтобы повезти первоклашку на конкурс - а такое бывает часто, - нужна особая смелость.
- Многие педагоги боятся травмировать детскую психику, - говорит она. - Ведь малыши так огорчаются, когда не побеждают! С другой стороны, где ещё ребёнку закалять характер как не на конкурсе.
С автографом Путина
В конкурсе научных проектов в рамках Международного авиасалона «МАКС-2007» пятеро «юных техников» заняли призовые места. Проекты были различные. Марсоход Никиты Комарова привлек внимание Владимира Путина, тогда - Президента РФ.
- В лицейском музее висит комбинезон шестиклассника Василия Ложкарева с автографом Владимира Путина, - говорит Татьяна Галатонова. - Два года спустя он, уже премьер-министр, снова увиделся в ребятами. Один из них создал космический ковчег, другой - умную машину, а Вася - робота-исследователя опасных для земли космических объектов.
Вместе со своими подопечными учится и их педагог. Ежегодно Татьяна Евгеньевна побеждает в педагогических, методических, научно-технических конкурсах. В 2009 году она стала победителем конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование».