Примерное время чтения: 5 минут
73

«Идей, как полезно и интересно занять ребёнка, - целая бесконечность»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 17/05/2011

Учителя негодуют: школьник пошёл не тот. С доски списывать отказывается, учителя не слушает, ему только компьютер подавай. «Идей, как полезно и интересно занять ребёнка, - целая бесконечность, - считает Марина Назарова, студентка Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ). Марина победила на всероссийском конкурсе «1001 идея нестандартного занятия с детьми». - Главное, чтобы объект изучения был достойный. Франция, например. Она не одна, её - тысячи».

Методическая авантюра

У Марины, студентки факультета французского языка, опыт преподавания детям приличный. Несмотря на то что в этом году она ещё только пишет выпускной диплом специалиста и срок её педагогического стажа - всего год. Полгода работы в Красноборской средней школе, полгода преподавания иностранного языка в рамках педпрактики - это серьёзно. И вела Марина не русскую литературу, а уроки французского - не для лингвистов-лицеистов, а для обычных детей.

- Есть же люди, у которых в жизни - одна цель и они следуют ей практически с детства, - говорит студентка. - У меня такой целью стала Франция, с её революциями, новаторством, духом свободы, красивыми романами. А как ещё узнать страну, если не через язык. Так я поступила на французский факультет.

В язык легко влюбиться. Да так, что дети, которые базовый для них английский ни бельмеса не понимают, станут вместе с тобой исследовать новую страну, не замечая, как пролетают уроки французского. Студентка Назарова это знает не понаслышке.

Осенью 2010 года авторитетный всероссийский образовательный портал «Педсовет.org» инициировал конкурс со звучным названием - «1001 идея нестандартного занятия с детьми». К участию приглашались педагоги, авторы собственных учебных программ и молодые специалисты.

Марину на конкурс вдохновила её научный руководитель Ольга Гончарук. Применительно к французскому языку сухой методический конкурс, во главе которого стояли лучшие в стране педагоги, показался ничем иным, как авантюрой. Оказалось, удачной.

- Получилось, что я как бы пишу диплом и в то же время разрабатываю свою собственную педагогическую концепцию, - отмечает студентка. - Я не была уверена, что она будет успешной в практике. Но французский мне в этом помог.

Свой Париж

900 работ прислали на конкурс учителя со всех концов России. Их уровень варьировался от проектов, почти идей, до авторских программ, серьёзных методических разработок. Однако среди работ настоящих акул образования «французский» проект Марины Назаровой оказался на удивление жизнестойким. Это подтвердило и жюри, и сами участники конкурса, которые также участвовали в голосовании.

- Моя работа называется «Mon Paris» - «Мой Париж», - рассказывает студентка. - В ней используется классический приём - изучение иностранного языка через узнавание страны, где он является родным. Я преломила эту идею с учётом современных потребностей школьников в работе с компьютером, самостоятельности и творчестве.

Каждый из школьников по теме «Mon Paris» составил свой собственный проект, включающий картинки, тексты, видео - в общем, всё то, что могло бы помочь представить этот город.

- У каждого из ребят Париж получился свой, - рассказывает студентка. - Громкий, почти фееричный, неестественно яркий; повстанческий, героический, почти бунтарский; тенистый, тихий, романтичный; музыкальный, праздничный, лиричный…

Для самой молодой учительницы её проект стал открытием. Дети восприняли его не как школьный урок, а как собственную исследовательскую поездку за границу.

- Ни один из этих Парижей, описанных школьниками, поверьте, не был похож на стандартную статью о Paris в школьном учебнике по инязу, - утверждает Назарова. - Я увидела, что ребята действительно хотели рассказать о своём Париже, поработать над собственным проектом, посидеть подольше над, казалось бы, обычным школьным уроком. И я поняла, что у нынешних ребят - такая же потребность познавать, исследовать и рассказывать о своих открытиях, как и у наших родителей в 60-е годы, когда каждая советская семья выписывала по пачке журналов в месяц…

Кстати

В награду за победу в таком большом и сложном конкурсе Марина Назарова получила… свидетельство о победе в таком большом и сложном конкурсе. По словам студентки, никаких подарков, даже путёвки в Париж, она и не желала. В город своей мечты она поедет сама.

- Мой Париж не нарисован на карте, его нет в путеводителях для туристов, - говорит студентка. - Он в маленьких, неприметных улочках, в старых кирпичиках в мостовой. Теперь-то вы понимаете, что тема для занятий всегда найдётся?.. Даже если занятий нужно будет провести тысячу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно