Минувшим вечером посол США в России Майкл Макфол, считающийся идеологом перезагрузки, провел в Российской экономической школе открытый семинар, посвященный этой теме. После рассказа о том, как развивались последние четыре года американо-российские отношения (по его мнению, в позитивном русле), дипломат ответил на рад вопросов журналистов, присутствующих в зале.
Один из них касался так называемого списка Магнитского — списка российских чиновников и госслужащих, которым ряд американских сенаторов предлагает запретить въезд в США.
Отвечая на него, Макфол заявил, что смерть Сергея Магнитского, безусловно, «чудовищная ошибка», однако вместе с тем он дал понять, что особой необходимости в составлении списка нет. Дело в том, что при выдаче виз США всегда обращают внимание на случаи нарушения прав человека и различные преступления.
Далее речь пошла о слухах о том, будто бы США спонсируют российскую внесистемную оппозицию. Макфол заявил, что данные предположения не имеют ничего общего с действительностью, а русскоязычным пользователям «Твиттера», которые ему ежедневно шлют подобные сообщения, содержащие при этом слово F**k, ему хочется ответить тем же. Однако, признал он, такая реакция не может быть правильной.
Кроме того, вспомнил Макфол и о своем дипломатическом конфузе, случившимся с ним 25 мая во время встречи со студентами Высшей школы экономики. Тогда американский посланник выразил уверенность, что для того чтобы вышвырнуть американских военных с авиабазы в Бишкеке российские власти подкупили киргизскую сторону. Это заявление Макфола вызвало бурю негодования у российского МИДа. В российском внешнеполитическом ведомстве заявление Макфола назвали проявлением непрофессионализма, заметив, что его слова «выходят далеко за грань дипломатического этикета». В ответ Госдепартамент США заявил, что России следует привыкнуть к прямоте Макфола, который не имеет дипломатического образования, но тем не менее является «сильным послом».
Навыков иногда не хватает, признал вчера Макфол. «Десять дней назад вместо слова «взятка» мне стоило бы сказать «пакет экономической помощи», — сказал он.
Ранее Макфол в своем ЖЖ через несколько дней после выступления в ВШЭ признал, что, возможно, ему «не стоило говорить так красочно и прямолинейно». Вместе с тем он подчеркнул, что основная мысль его выступления заключалась в том, что Россия и США многого добились на пути «перезагрузки», в том числе и в части сотрудничества в Центральной Азии.