В 2007-2008 годах, когда в мировой экономике наблюдался спад производства, по ряду отечественных предприятий была отмечена необычная статистика. На фоне резкого сокращения затрат и сворачивание бизнеса объёмы инвестиций в промышленность и закупок технологического оборудования российскими предприятиями оставались достаточно высокими. Почему?
Эффективность реального времени
Технология успеха
Поиск «больных мест»
СПРАВКА
КСТАТИ
Оборотная сторона модернизации
Технологи не в цене?
Проблема смены старого новым - вечная. К сожалению, в данный момент её особенно остро переживает отечественная промышленность, которой ещё в 2009 году особым постановлением пожелали модернизироваться. И если закупка оборудования нам ещё по силам, то людей, которые могли бы его грамотно эксплуатировать, очень мало.
- На российских промышленных предприятиях сохраняется ситуация, когда уходит старая технология, а новая прийти не может: люди не готовы, не созданы структуры IT, ещё не выросли специалисты, - говорит Тимур Закиров, директор по развитию СБЕ «MES» группы компаний СИТЕК. - В свою очередь бригадир, проработавший на заводе всю свою жизнь, превращается в своеобразного носителя «сакрального знания», которым не хочет ни с кем делиться. Это своего рода подкрепление его статуса. Очевидно, что обучать такого сотрудника чему-то новому, к тому же наравне с новичками, будет весьма непросто.
Очень часто работники предприятия (начиная с низшего звена, а порой даже управленческая команда) не вполне понимают, зачем им нужно переучиваться и что даст конкретная инновация. В процессе модернизации производства приходится сталкиваться с рядом системных проблем. Это касается и топ-менеджеров.
- Для России одна из типичных особенностей - в том, что люди, являющиеся высококлассными специалистами в производстве, плохие экономисты, - считает Т. Закиров. - И часто, решения о внедрении сложных технологических проектов (к примеру, о закупке того или иного оборудования) принимают только экономисты, финансовые директоры, которые в этом мало что понимают. Их цель - сэкономить на производственных ресурсах, то есть приобрести не самые дорогие (и, к сожалению, не самые качественные) подходящие инструменты. Такой подход негативно отражается на самом производстве: оно становится нерентабельным.
Секрет «синих коробочек»
MES-системы характеризуются очень точным и подробным анализом процесса производства. Вот почему сразу же вскрываются те стадии, на которых возникает сбой. И если раньше руководитель отдельной структурной единицы мог подкорректировать отчёт о работе перед вышестоящим руководством, то теперь ему придётся «вступить в спор» с равнодушной машиной, которая подсчитывает минуты простоя. Не все люди смогли с этим смириться.
- Были ситуации, когда сотрудники саботировали использование нового оборудования, поскольку теперь объёмы выполненных работ подсчитывал компьютер, - отмечает Т.Закиров. - К примеру, на всех станках завода устанавливается индикатор состояния рабочего инструмента, который выглядит как небольшая синяя коробка. На небольшом табло высвечивается состояние оборудования в данный момент: «включено/выключено», «работа», «простой», «поломка» и так далее. Имитировать процесс работы на таком станке у сотрудника просто не получится.
Вместе с тем с каждым годом появляется всё больше руководителей, которые проявляют интерес к использованию информационных систем в производстве. Позитивная тенденция - они сами выходят на поставщиков этого вида услуг.
- По итогам 2011 года общий объём бизнеса СБЕ «MES» ГК СИТЕК на 50% превысил показатели предыдущего года, - отмечает Т. Закиров. - В 2012-м мы планируем вдвое увеличить объёмы продаж, в том числе за счёт расширения охвата наших заказчиков в России и странах СНГ. Все основания для этого есть: активно развиваются компетенции руководителей в системах автоматизации производства, возросло желание пробовать в работе новые IT-продукты.
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
Александр Косьяненко, директор «СИТЕК» (РФ), руководитель СБЕ «MES» группы компаний «СИТЕК»:
- Степень автоматизации среднестатистического промышленного предприятия по России подобна средней температуре по больнице. Нам часто приходится ездить по стране. И мы убедились, что есть отечественные производители, которые в плане автоматизации производства и использования IT-технологий являются эталоном не только для нас, но и для европейцев (те в очередь становятся, чтобы получить продукцию нашего, отечественного предприятия). Во главе них стоят настоящие хозяева, собственники, готовые вкладывать деньги не только в яхты и футбольные клубы. Но при этом, когда начинается внедрение IT-систем в производство, неизменно возникает проблема, связанная с компетенцией сотрудников. При запуске MES-систем на предприятии наши трудозатраты составляют порядка 80%.
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
Александр Стручков, руководитель управления информационных технологий ОАО ПКО «Теплообменник»:
- В психологическом плане сотрудники нашего предприятия прошли путь от полного непонимания целей автоматизации до осознания её необходимости. Порядка 5 лет назад мы приступили к установке нового, в том числе компьютерного, оборудования. И только сейчас появилось понимание в среднем и низшем звене. Согласен, что в плане модернизации предприятия ведущая роль у руководителя предприятия. От него во многом зависит, насколько исполнительными будут подчинённые. Было время, когда рабочие обещали повредить оборудование и сломать цеховой компьютер. А новые наладчики, обучающиеся на новом оборудовании, уже сами спрашивают, можно ли компьютеризировать их рабочее место.
КСТАТИ
В свете вступления России в ВТО (в самой близкой и реальной перспективе) вопрос конкурентоспособности отечественных предприятий становится чрезвычайно острым. И если на внутреннем рынке наша продукция более-менее востребована (очень часто благодаря государственным мерам поддержки), то на мировом рынке таких поблажек страны-конкуренты нам не дадут.
Немалую сложность для российских предприятий представляют международные стандарты качества, соблюдение которых невозможно без внедрения IT-систем, принятых в мировой практике.
Автоматизация, признают руководители нижегородских предприятий, - процесс неизбежный. Вопрос, насколько быстро и качественно он будет осуществлён.
ПОДРОБНОСТИ
ПРОЕКТЫ СБЕ «MES» группы компаний СИТЕК
2001 год
Комплексная автоматизация ОАО «АВТОВАЗ» (Тольятти) путём внедрения на 6 станках модуля MCIS (Motion Control Information System, комплекс средств информационных технологий) компании Siemens.
2002 год
Комплексная автоматизация ОАО «Белорусский автомобильный завод» (Беларусь). На более чем 150 станках установлена унифицированная техника числового программного управления, все станки объединены в сеть системой MCIS.
2004 год
На ОАО «Заволжский моторный завод» внедрены модули системы управления производством MCIS: TDI - администрирование инструмента (Tool Data Information), DNC - администрирование программ ЧПУ (Direct Numeric Control), MDA - управление производственными данными (Machine Data Acquisition), RCS - удаленная диагностика (Remote Control System), TPM - управление техническим обслуживанием (Total Productive Maintenance).
2007 год
Создана информационная система управления производством для участка полной механической обработки корпусов коробки передач Минского тракторного завода (РУП «МТЗ») (Беларусь).
2009 год
Стартовал проект комплексной автоматизации «Воронежского механического завода» (ВМЗ) - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Цель - интеграция трёх модулей системы MCIS - MDA, PDA, ТРМ. Окончание проекта планируется в 2014 году.
2011 год
Запущен пилотный проект внедрения системы оперативного управления производством на ОАО «Протон-ПМ» («Пермские моторы»). В рамках создания единой информационной системы MCIS на «Протон-ПМ» будут внедрены три модуля: MDA (сбор данных о состоянии оборудования и производства), DNC (администрирование программ и данных ЧПУ), TPM (управление техническим обслуживанием оборудования).
2012 год
Планируется завершить работы по внедрению системы MCIS на ОАО «Автодизель» в городе Ярославль. На российском рынке это крупнейшее внедрение MES-системы. Начало 2012 года Старт работ по реализации пилотного проекта внедрения системы управления производством на ОАО «ВАСО» («Воронежское акционерное самолетостроительное общество»).