Снова жертвы
По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, 2 мая около 14.40 на 252-м полигоне при укладке боеприпасов с автомашины на грунт произошёл неуправляемый взрыв. 5 ребят погибли на месте. Ещё один вскоре умер в госпитале. Туда же были доставлены ещё трое с осколочными ранениями разной степени тяжести, потом их транспортировали в Москву, в главный военный госпиталь имени Бурденко.
Опасная «начинка»
Тем же вечером было возбуждено уголовное дело по статье 349 УК РФ (нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). В гарнизон поспешил генерал-полковник Аркадий Бахин, командующий войсками Западного военного округа, следователи и криминалисты. Все работы по уничтожению старых боевых снарядов на Мулинском полигоне приостановлены до выяснения причин взрыва.
- Взрыв произошёл во время разгрузки противотанковых управляемых ракет, сделанных более 40 лет назад, - сообщил Анатолий Бобрун, руководитель пресс-службы Западного военного округа. - Эти ракеты имеют электронную «начинку», не исключается, что причиной взрыва стала именно ветхая электроника.
Ещё одна версия - нарушение техники безопасности самими солдатами.
3 млн за сына?
Пострадавших ребят лечат сейчас опытные специалисты хирургического профиля, сообщил Игорь Максимов, начальник главного военного госпиталя им. Н.Н. Бурденко. Двое военнослужащих в состоянии средней степени тяжести, один - в удовлетворительном.
Назавтра после взрыва в «Бурденко» доставили ещё одного пострадавшего - водителя «КамАЗа», откуда выгружали роковые снаряды. В момент выгрузки офицер, приставленный к этим солдатам, пешком направился в сторону следующей воронки и оказался практически вне досягаемости для взрыва. В рубашке родился, говорит наш источник в Мулинском гарнизоне. А вот водитель пострадал от осколков лобового стекла «КамАЗа».
- Родственников пострадавших и погибших оповестили о случившемся незамедлительно, - говорит Сергей Шилин, пресс-секретарь 20-й гвардейской армии. - По Приказу Минобороны о порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ, семья каждого погибшего получит 3 млн руб.
"Инновации - это когда вручную таскают снаряды?"
Вот что думает о ситуации Наталья Жукова, председатель Нижегородского областного Комитета солдатских матерей.
- Наталья Станиславовна, кто, на ваш взгляд, должен понести ответственность за случившееся?
- И по уставу, и по закону - командование. А в первую очередь - главнокомандующий, т.е. президент РФ. Это он в первую очередь должен был обеспечить в рамках своих полномочий безопасную утилизацию боеприпасов, которая проводится по федеральной целевой программе, рассчитанной до 2020 года.
- В чём причина случившегося?
- В безответственности военачальников, начиная с самого верха. Трагедия в Мулино (и это всем известно) - далеко не первый случай. Только в прошлом году в разных регионах России их было 5. В Мулино и до майской трагедии было несколько пострадавших жителей от бесхозных боеприпасов. Но я не удивлюсь, если в итоге к ответственности за случившееся привлекут какого-нибудь срочника, как это произошло в прошлом году в Удмуртии (там был пожар на складе боеприпасов в селе Пугачёво, главная версия - нарушение солдатами требований пожарной безопасности. - Прим.корр.).
- Комитет солдатских матерей пытался изменить ситуацию?
- Мы неоднократно обращались к президенту Дмитрию Медведеву - лично и через Совет по развитию гражданского общества и правам человека. Я участвовала в расширенном заседании Совета, посвящённом новому облику вооружённых сил и проблемам защиты прав военнослужащих, на котором были озвучены рекомендации о строгом запрещении использования солдат на работах по утилизации боеприпасов. Валентина Мельникова, ответственный секретарь Союза Комитетов солдатских матерей России, член Общественного совета при министре обороны РФ, ещё осенью говорила Анатолию Сердюкову, главе Минобороны, о том, что нужно принять все меры, чтобы, во-первых, солдаты-срочники не участвовали в утилизации боеприпасов, а, во-вторых, чтобы для этого использовались более технологичные и безопасные способы уничтожения оружия. Они есть. Как и средства, которые требуются на их внедрение. Главное, правильно использовать эти деньги.
- Как отреагировало Мин-обороны?
- Никак. Хотя все прекрасно понимают, что общественные организации - выразитель не личного мнения, а ожиданий народа. Сколько ещё должно быть трупов, чтобы президент и министр обороны задумались об этом? Какие могут быть инновации, когда наши солдатики вручную таскают эти снаряды? Тут никакая техника безопасности не поможет, даже если парень пять раз в журнале за эту технику безопасности расписался. Просто руки не выдержали…