Нижний Новгород, 12 октября - АиФ-НН.
На стыке наук
На нижегородский вуз выбор пал не случайно: наши специалисты накопили огромный опыт в области работы с лабораторными животными, оптических и флуоресцентных исследований, нанобиомедицины, биоинженерии тканей.
Лаборатория открылась в феврале, а сейчас в специализированных изданиях уже опубликованы результаты её работы. Они позволяют говорить об эффективном новом методе лечения опухолей.
Атакует KillerRed
- В методе объединены две инновационные технологии, - объясняет заместитель директора НИИ ПФМ по науке, руководитель проблемной научной группы «Биофотоника» Елена Загайнова. - В опухолевую клетку встраивается ген белка KillerRed. Белок резко повышает чувствительность клетки к свету и, кроме того, обладает свойством флуоресценции, что позволяет хорошо видеть опухоль с помощью оптического флуоресцентного томографа.
Важно, что клетка, куда встроен ген, начинает сама производить белок KillerRed. И не имеет значения, прорастает ли опухоль в окружающие ткани или даёт отдалённые метастазы - в ней всё равно присутствует этот ген. Если на опухоль, содержащую KillerRed, воздействовать лазером, в ней образуется активный кислород, разрушающий опухолевые структуры. Здоровые ткани при этом не страдают.
Такое лечение, в отличие от химиотерапии и лучевой терапии, безвредно для организма - ведь для уничтожения опухоли не применяются агрессивные вещества и методы, имеющие массу нежелательных эффектов.
На людях не испытывают
Пока разработка нового метода находится в стадии эксперимента, а в роли пациентов выступают лабораторные мыши, на которых выращиваются человеческие опухоли. Сейчас используются две культуры клеток - рака шейки матки и рака толстой кишки, но в перспективе метод можно будет применять и для других видов опухолей.
Однако ждать, что «лекарство от рака» появится в аптеках чуть ли не со дня на день, не надо!
- Мировая практика такова, что от изобретения до разработки препарата проходит около 10 лет, - охлаждает пыл Елена Загайнова. - К нам в лабораторию нередко звонят люди с просьбами включить их в экспериментальную группу, чтоб получить шанс на излечение. Мы вынуждены их разочаровать: никаких испытаний на людях мы не проводим, наш объект - мыши.
По мнению Елены Загайновой, новый метод будут применять в той нише, которую сейчас занимают лучевая и химиотерапия. Генному лечению будут подвергаться опухоли, которые по ряду причин не могут быть удалены хирургически - либо множественные, либо имеющие метастазы. В качестве альтернативы скальпелю метод не предлагается.
- Позиция врачей относительно лечения злокачественных новообразований солидарна: то, что может быть удалено оперативным путём, должно быть удалено. Оставлять в организме очаг опухолевого роста - значит подкладывать бомбу замедленного действия, - предупреждает специалист.
Как и все консервативные методы лечения рака, новая разработка требует серьёзных вложений. Лишь одна специальная экспериментальная мышь обходится лаборатории в 100 евро. Плюс дорогостоящие расходные материалы, оборудование, содержание уникального вивария…
Для внедрения метода в практику потребуется иной уровень развития мировых и отечественных биотехнологий в целом. Должно быть разрешено применение генной терапии на человеке. А медицинским учреждениям придётся закупать высокоразрешающие томографы и обеспечить доступ всех нуждающихся к проведению магнитно-резонансной томографии. Так что проблем немало…
Но главное - сделан очередной шаг к победе над злокачественными опухолями, открыт путь к целенаправленному уничтожению рака без вреда для организма. И, может быть, когда-нибудь диагноз «рак» станет не более грозным, чем любой другой.