В наше время инженеру или учёному понадобятся качества грамотного управленца и даже пиарщика, чтобы не только создавать проекты, но и умело презентовать свои изобретения.
По мнению кандидата педагогических наук, директора ГОУ «Поволжский центр аэрокосмического образования» (ПоЦАКО) Изабэлы Порус, наступило время, когда человек должен сам преподносить себя, свои навыки и способности:
- К сожалению, в кадровых агентствах, опираясь только на собеседование и тесты, не могут полностью раскрыть потенциал специалиста. А самопрезентациям, как и созданию проектов, в школах, увы, пока не обучают…
Сильные «галактики»
Впрочем, для старшеклассников из Нижегородской области придумали бесплатную летнюю школу «Интеллектуал», где можно не только отдохнуть, но и получить знания, необходимые для будущих Эйнштейнов и Циолковских. Ребята совместили развлечения с лекциями, практикумами, экспедициями и мастер-классами по научным направлениям: бизнес-планирование, теория решения изобретательных задач (ТРИЗ), IT-технологии, робототехника, проектные методы организации коллективной исследовательской деятельности. К примеру, на лекциях по ТРИЗу учились изобретать под руководством профессора, члена Нью-Йоркской академии наук Вениамина Скуднова, конструировать и программировать модели космической техники - под руководством первого водителя «Лунохода» генерал-майора Вячеслава Довганя. А свои проекты победители различных всероссийских и международных конкурсов потом представили на празднике «Welcome» - на выставке «Научно-техническое творчество молодёжи» («Аргументы и факты-НН» № 31, 29 июля - 4 августа).
Прошли школьники тренинг - ТРИЗ-бой, на котором юные интеллектуалы боролись за звание самого изобретательного и находчивого. Бой состоял из двух этапов: практического (разработка модели фантастического животного с последующей презентацией) и теоретического (выполнение заданий с использованием методов ТРИЗа).
- Все команды-«галактики» представили сильные и интересные решения поставленной задачи, - считает Изабэла Порус.
После прохождения основного курса лекций ребята разработали собственные проекты по решению проблем, связанных с глобальным потеплением, которое приводит к таянию ледников, а значит к поднятию уровня Мирового океана и нарушению береговой линии. Творческие группы должны были использовать последние достижения науки и техники, наработки международных экологических конференций и багаж своих знаний. По словам директора ПоЦАКО, на таких практикумах школьники учатся не только творить, но и презентовать свои изобретения. Теперь они знают, как работать в команде, как правильно организовать коллектив, чтобы все трудились, а не отсиживались за спинами талантливых лидеров (как это часто бывает во взрослой жизни).
Из студентов в академики
А для талантливой студенческой молодёжи в области собираются создать ассесмент-центр «Интеллект» (на базе ПоЦАКО при поддержке министерства образования региона и Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей). Это своеобразная система отбора, поддержки и трудоустройства студентов-изобретателей, инноваторов в научно-технической сфере.
Для того чтобы попасть в центр, нужно будет пройти конкурсы (Российские чтения-конкурс памяти Каплана, региональный конкурс студенческих научных проектов или региональный конкурс «Космос»). После этого ребят будет ждать обучение в школе ТРИЗа, несколько мастер-классов, деловых игр с использованием проектных методов, где будут оценивать:
● наличие чётко сформулированных и понятных общих целей;
● наличие специальных знаний и умений;
● уровень профессионализма;
● наличие мотиваций совместной деятельности;
● взаимозаменяемость членов команды;
● наличие знаний и опыта в области командного менеджмента.
Затем планируется анкетирование, по итогам которого ребята смогут трудоустроиться в инновационные фирмы, отраслевые НИИ или в институты РАН.