Примерное время чтения: 5 минут
267

Что читают наши дети?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 22/08/2012

 Фэнтези лидирует

Начнём с того, что, несмотря на Интернет и компьютерные игры, дети по-прежнему тянутся к книжкам. Хотя, конечно, не так активно, как в былые времена.

- «Нечтение» - это проблема не только России, но и всего мира, - считает Наталья БОЧКАРЁВА, директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки (НГОДБ). - В нашей стране процесс усугублялся тем, что долгое время не было национальной программы поддержки и развития чтения. Сейчас она существует, но пока, к сожалению, проблемы остаются. Но это должно стать стимулом активизировать работу по приобщению к чтению, в первую очередь  детей и подростков..

Что же читают современные дети?

- Пять лет назад не могли насытиться детскими детективами. Сейчас переключились на фэнтези, причём разного толка: от сказок до научной фантастики, - отмечает Анна САЙЧЕНКОВА, главный библиограф НГОДБ. - Ребята уходят в виртуальный мир - как с помощью компьютерных игр, так и с помощью литературы. Такова уж современная тенденция. Нельзя сказать, плохо это или хорошо. Очень часто фэнтези черпают источники в фольклоре. Особенно характерно это для зарубежных авторов, таких как популярные сейчас Йон Колфер, Корнелия Функе. С российскими авторами дела обстоят хуже, хорошие книги найти тяжело. Однако можно выделить Андрея Жвалевского, Евгению Пастернак - они пишут сказочные повести, интересные и детям, и взрослым.

В последнее время появился новый жанр детской литературы - арт-детективы. Дети, которые традиционно выступают в этих книгах в качестве главных героев, попадают в детективные истории, связанные с шедеврами искусства. Например, становятся участниками историй, связанных с кражей картин. В этом жанре большой популярностью пользуются книги Элейн Лобл Конигсбург «Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер» и Элис Броуч «Шедевр».

Время Поттера ушло

Литературные предпочтения мальчишек и девчонок разнятся. 

- Мальчики предпочитают произведения Эдуарда Веркина, Артура Гиваргизова, которые погружают в озорной мальчишеский мир. Девочки больше налегают на любовные романы, например, таких авторов, как сёстры Воробей, - подчёркивает А.Сайченкова. - Что касается классики, то абсолютное большинство приходит за ней, получив задание в школе. 

Особенно это касается сельских старшеклассников.

- Дети в основном читают программную литературу, - рассказала Татьяна ТУРСИНА, заместитель директора Централизованной библиотечной системы Балахны. - Хотя бывает, что приходят и за книгами для души. Времена Гарри Поттера и детских страшилок прошли. Популярностью пользуются произведения Андрея Усачёва, Тамары Крюковой, Дмитрия Емца, Екатерины Матюшкиной. Очень часто к нам приходят молодые мамы и будущие папы. Их интересуют сказки и детские стихи.

- Лидирует классика, - добавляет Марина МОРОЗОВА, директор Центральной городской детской библиотеки городского округа Бор. - Для себя ребята в среднем звене читают Владислава Крапивина, Альберта Лиханова - можно сказать, советскую классику детской литературы. Что касается энциклопедий, специализированной, краеведческой литературы, то её спрашивают, когда нужно писать рефераты. Хотя дети читают нижегородских писателей, проверенных временем, например Марину Дружаеву и Вадима Рыжакова.

И почитать, и пообщаться

Книг для детей каждый год выпускается много. Пухлые фолианты и тоненькие брошюры в привлекательных разноцветных обложках любого заставят растеряться - какую книгу выбрать? Выход есть - надо идти в библиотеку! Если вы думаете, что это тёмные избы-читальни, где заседают библиотекари глубокого пенсионного возраста, то это не так.

- Сейчас многие говорят, что век библиотек прошёл и скоро они совсем пропадут.В корне не согласны! Просто библиотекам надо идти в ногу со временем, - размышляет Н.Бочкарёва. - Библиотека сейчас - это не только место для чтения, но и пространство для общения, где можно найти новых друзей. Библиотека современна, открыта, использует новые информационные технологии. Каждая книжная выставка сопровождается медиапрезентацией. Пусть ребёнок сначала подойдёт к компьютеру, а затем обратит внимание на книги, стоящие рядом. Любой факт, фраза, которая его заинтересует в презентации, - это повод потянуться к книге. А затем ещё к одной. Что касается электронных устройств, то пусть ребёнок читает с чего угодно - с компьютера, телефона, плеера. Лишь бы читал!

Не у каждой библиотеки, особенно сельской, есть возможности для оборудования компьютерных залов, подключения Интернета. Хочется верить, что это дело недалёкого будущего! Районные библиотеки часто становятся центрами по сохранению культур малых народов. Например, в библиотеках Лукояновского района можно найти уголки мордовской литературы, Краснооктябрьского района - татарской и т.д. 

Зачастую привлекает не место, а работающие там люди: на селе нередки случаи, когда люди идут на увлечённых своим делом библиотекарей. 

Привыкайте читать

Главным вопросом по-прежнему остаётся: как привить ребёнку привычку к чтению? Всё начинается с семьи, - уверена Н.Бочкарёва. - Если родители, приходя с работы, первым делом хватаются за пульт от телевизора, ребёнок никогда не побежит к книжному шкафу. Мы стараемся проводить как можно больше семейных мероприятий. Чтение вслух, чтение детям на ночь, обсуждение прочитанного - всё это важно для того, чтобы ребёнок стал читающим.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно