Художественному музею исполняется 120 лет. Роман Жукарин, его генеральный директор, считает, что история главной городской галереи тесно переплетается с историей города.
120 плюс 120
- Роман Юрьевич, получается, что музей - ровесник Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем?
- Именно 120 лет назад, в 1896 году, в Нижнем Новгороде открылась XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. Тогда в России в провинциальных городах художественные музеи ещё были редкостью. С инициативой создать в Нижнем художественный музей обратились к местным властям два художника - Николай Андреевич Кошелев и Андрей Андреевич Карелин, сын известного нижегородского фотографа. Они пытались донести до градоначальника: гости города жалуются, что «в Нижнем душно».
Душно было не в прямом смысле, разумеется. Огромный торговый центр, тысячи крупных коммерческих сделок, толпы гостей... Здесь можно было посмотреть на дорогие экипажи, но таких мероприятий, какие сейчас принято называть культурной программой, в городе было мало. Неизвестно, сколько ещё пришлось бы обивать пороги властей И.Кошелеву и А.Карелину, если бы не Всероссийская выставка 1896 года. Именно к её открытию было принято решение о создании музея.
В сентябре у нас открывается юбилейная экспозиция «На рубеже веков», она одновременно посвящена и 120-летию музея, и 120-летию выставки 1896 года. В Нижний Новгород из Третьяковской галереи привезут картины авторов, которые выставлялись здесь 120 лет назад.
- Какие именно картины увидят нижегородцы?
- На XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, в Северном павильоне, были представлены, например, панно Константина Коровина. Многие из тех работ сейчас известны во всём мире. В сентябре к нам привезут его масштабное полотно «Базар у пристани в Архангельске».
Кроме того, ждём работы В. Серова, И. Левитана, И. Репина, И. Шишкина, М. Нестерова. Всего 30 картин, но за каждой - история и всемирно известное имя автора.
Не во всех случаях удалось договориться с Третьяковкой, чтобы нам разрешили демонстрировать именно ту работу, которую привозили в 1896 году. Например, 120 лет назад в Нижнем показывали огромное полотно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза». Привезти его сейчас из Москвы возможности нет, но наши посетители увидят другую работу Врубеля - «К ночи».
Третьяковка дала добро
- От чего зависит решение по той или иной картине? Вообще, насколько сложно было организовать такую выставку?
- Договориться с любым крупным столичным музеем непросто - есть много условий демонстрации работ из их коллекции. Это и определённые правила доставки, и обязательства по безопасности. Бывает, что есть уже договорённости об участии картины в других показах. Или случается, что полотно нельзя транспортировать из-за рекомендаций реставраторов. Непросто это и с финансовой точки зрения. Необходимо заплатить страховку каждой картины, а иногда рамы. Иногда у работы уникальные исторические рамы. Тогда и сама рама уже представляет историческую и художественную ценность.
Нижегородцы смогут посмотреть эту выставку в обновлённых залах музея, мы готовимся к празднику.
- Если Третьяковка предоставила нашему музею такие шедевры, значит, у нас все требования, в том числе и по безопасности, соблюдены?
- Хорошая служба безопасности музея работает так, что зритель её не видит. В начале года мы представляли работы Брейгелей XVI-XVII веков из частной коллекции. Тогда мы прошли все уровни самой тщательной проверки с точки зрения безопасности.
Хочу отметить, что наш нижегородский зритель - очень воспитанный, понимающий. Мы проводим и «Ночь музеев», и много бесплатных мероприятий, и люди всегда с пониманием относятся к тому, что в залы музея нельзя заходить с огромными рюкзаками, с селфи-палками, с жидкостями.
Когда дарят искусство
- Музей уникален и тем, что многие картины - жемчужины искусства - подарены меценатами. Сохранилась ли такая традиция в XXI веке?
- У нас действительно много уникальных работ. Скажем, «Ковёр-самолёт» Васнецова. У этой картины замирают многие столичные гости, потому что даже в Третьяковке есть только маленький этюд к этой работе! Ещё одна жемчужина - «Дама под зонтиком» Крамского. Эти картины поступили в музей из коллекции Митрофана Рукавишникова.
Мы гордимся собранием работ Бориса Кустодиева и Николая Рериха, оказавшимися у нас благодаря Максиму Горькому. Одни из последних даров музею - «Коллекция «Литературной газеты», собрание графических и живописных работ художников-эмигрантов. Когда «Литературка», которой подарили эти работы, объявила аукцион, Борис Немцов, который был тогда губернатором Нижегородской области, нашёл в бюджете средства, чтобы приобрести коллекцию и передать её музею. А сейчас без финансовой поддержки регионального правительства мы не смогли бы организовать выставку «На рубеже веков».
Кстати, в 2013 году нам передали живописные работы XX века меценаты Геннадий и Елена Тимченко. В этой коллекции - работы Д. Жилинского, Т. Назаренко, А. Герасимова, П. Осовского.
- Нижегородский художественный музей - классический музей. Как удаётся сохранить равновесие между традициями и современностью?
- Да, мы классический музей, но не хранилище артефактов! Мы живём и развиваемся вместе с городом, вместе со своим веком. К 120-летию подготовили не только выставку, но и много специальных программ, лекций, практических занятий. Много мероприятий для детей и подростков.
Выслушать просто лекцию трудно не только ребёнку, но и взрослому, поэтому у нас есть интерактивные формы работы со зрителем. Детям очень нравятся квесты. Есть специальная программа «День семьи в музее» - это цикл занятий для родителей с детьми. Стараемся быть интересными для людей разного возраста и разных вкусов!