От Кранаха до Левитана
В рейтинге лучших музеев России НГХМ - сразу после Москвы и Питера. По меркам специалистов, коллекция в нём небольшая - «всего» 12 000 экспонатов. Зато по ней можно читать лекции по истории искусства: от иконописи и русской живописи XVIII-XX веков до редких работ итальянских, французских, немецких, голландских мастеров. Самая ранняя работа западноевропейского искусства датируется 1423 годом!
У каждой картины - своя судьба. После революции в собрание перешли полотна из коллекций дворянских и купеческих семей: Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых, Рукавишниковых… Так в музее оказалась «Гадающая Светлана» Карла Брюллова, «Спящая девушка» и «Девочка с гармоникой» Алексея Венецианова, «Берега Далмации» Ивана Айвазовского, а также «Лукреция» Лукаса Кранаха Старшего, «Юноша с лютней» Джузеппе Мария Креспи, «Площадь Навона в Риме» Бернардо Белотто и другие.
В 1920-1930-е годы картины поступали из единого Музейного фонда, созданного советской властью из национализированных произведений искусства. Запасники горьковского музея пополнились работами Левитана, Серова, Коровина, Нестерова, Серебряковой.
Подарок от Горького
Но даже в условиях централизованной «раздачи» шедевров случались удивительные истории. Мало кто знает, что в Нижнем хранится уникальная коллекция работ Николая Рериха - художника, историка, философа, археолога, юриста, поистине фигуры мирового масштаба. Всего у нас 11 его произведений.
Одну из картин - «Соглядатаи» - в начале ХХ века автор подарил музею лично по просьбе его основателя Андрея Карелина, фотографа и общественного деятеля.
- В основе коллекции Рериха - серия картин «Майтрейя». Рерих написал её в 1925-1926 годах в китайском Хотане во время Центрально-Азиатской экспедиции, - рассказывает Ирина КУЗНЕЦОВА, замдиректора музея по научной работе. - Завершив первый этап экспедиции, Рерихи в 1926 году прибыли в Москву. Художник передал советскому правительству ларец со священной гималайской землёй, послание духовных учителей Востока и 9 картин. Восемь из них сейчас находятся в постоянной экспозиции НГХМ, где девятая - неизвестно.
Картины Рериха должны были передать в Третьяковку, но они оказались в Нижнем Новгороде. Во время войны после эвакуации музея в Новосибирск документы о переводе серии были утеряны. Где находится «Майтрейя», не знал даже сам Рерих. Оказалось, советское правительство подарило картины Максиму Горькому - его с Рерихом связывали деловые и дружеские отношения. Полотна украшали столовую на даче писателя в Горках. В 1936 году по завещанию Горького картины были переданы в наш художественный музей.
По этому же завещанию в фонд музея перешла часть работ Бориса Кустодиева. Среди них - знаменитая «Русская Венера».
Уцелели чудом
Другие жемчужины нашего музея - живописные работы мастеров русского авангарда. Они прибыли в горьковский музей в 1920-х.
- Тогда стояла задача сформировать по всей стране сеть музеев нового типа. Произведения для коллекций отбирались в Москве и затем распределялись по регионам, - отмечает Ирина МИРОНОВА, учёный секретарь НГХМ. - Так у нас появились «Косарь» Казимира Малевича, «Импровизация» Василия Кандинского, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, картины Натальи Гончаровой. Есть у нас и работы Роберта Фалька, Ольги Розановой, Любови Поповой, Александра Шевченко - прекрасных художников, чьи имена стали широко известны уже в наши времена.
Удивительно, но многие из поступивших по распоряжению сверху картин вскоре оказались под запретом.
- В 1930-е годы политика изменилась. Формировались списки произведений, которые положено было... уничтожить как не имеющие ценности. Во многих музеях предписание выполнили, - говорит И. Кузнецова. - Как рассказывали старые сотрудники, в нашем музее сожгли только запрещённые книги, а картины спрятали. И они уцелели.
- Даже будучи сотрудниками музея, мы никогда не видели этих картин! - добавляет И. Миронова. - Первая полноценная экспозиция русского авангарда была открыта в музее только в 1994 году. Многие тогда очень удивились...
Сейчас коллекция мастеров авангарда НГХМ считается одной из лучших и цельных в России. На неё огромный спрос. Картины пользуются большой популярностью у посетителей, права на использование изображений запрашивают российские и зарубежные издатели, экспонаты путешествуют по выставкам в других странах. «Нижегородские» авангардисты уже объездили всю Европу, побывали в Азии, Америке и Австралии. Знаменитая «Импровизация» Кандинского вернётся домой только осенью. Она как раз на выставке в Брюсселе.