Примерное время чтения: 5 минут
410

Галина Супруненк: «Задача музыкантов - достучаться до сердца зрителя»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 15/01/2014

О будущем нижегородских хоров мы побеседовали с Галиной Супруненко, преподавателем Нижегородской государственной консерватории (академии) им. Глинки, руководителем хорового театра «Арт-хор».

Хоровое действо

- Галина, хор кажется неким образцом старого доброго классического искусства. Неужели он может как-то измениться?

- Конечно, может. Пример тому - хоровые театры. Это новый музыкальный жанр. В основе творчества лежит не только музыкальное исполнение, но ещё и сценическая интерпретация хоровых сочинений. Это новый взгляд на хоровое искусство сквозь призму театрального. В Европе таких коллективов много, у нас - по пальцам пересчитать.

- Почему?

- Основных сложностей две. Первая - кадры. Хоровому театру требуются артисты, профессионально владеющие разнообразными навыками, - вокалом, актёрским мастерством, пластическими выразительными средствами.

Вторая проблема - в репертуаре. Классическую академическую хоровую музыку в принципе нельзя адаптировать для исполнения хоровым театром. Это должна быть музыка, специально созданная в таком жанре, а пока подобных сочинений написано мало. К примеру, Московский хоровой театр Б. Певзнера «Альтона», один из самых знаменитых подобных коллективов в России, заказывает музыку композиторам.

В репертуаре «Арт-хора» - нижегородского хорового театра, состоящего из студентов и выпускников консерватории, - и пластические интерпретации хоровой и инструментальной музыки, и музыка, специально созданная для хорового театра, и даже музыка, специально созданная для этого коллектива. «Арт-хору» повезло: музыку для нас написал композитор Эдуард Фертельмейстер, ректор консерватории. Мы исполняем его хоровой триптих на стихи В.Колчина «От весны до осени», концерт-рапсодию «Песни сердца». Эдуард Борисович вообще стал идейным вдохновителем создания «Арт-хора», увидев то направление, в котором сегодня хоровое искусство может развиваться, привлекая интерес публики.

- А публике это вообще всё нужно? Сегодня, кажется, мюзиклы популярны, а не хоры...

- Мюзикл - это другой жанр, с особыми музыкальным языком и средствами выразительности. У нас же хор - это академическое искусство.

- Так ведь и классика, кажется, сегодня не в почёте?

- Да, академическая музыка теряет своего слушателя. Задача музыкантов сегодня - достучаться до сердца зрителя, не снижая при этом высокую планку искусства, увлечь его и дать пищу для размышлений. Хоровые театры попадают в цель, ведь они обращены ко всем органам чувств и оставляют сильное эмоциональное впечатление.

Выступления «Арт-хора» никого не оставляют равнодушным. Фото: Из личного архива

Разыскивается творчество!

- В каком состоянии сегодня нижегородская хоровая школа?

- Наша хоровая школа - одна из лучших в России. Важен другой вопрос - возможность реализации выпускников консерватории в профессии. После диплома, оказывается, очень трудно найти место работы, где возможно приложить все свои творческие силы.

Некоторые идут в преподаватели, но это совершенно другая работа. Учительство - это талант, однако не все даже блестящие исполнители им обладают.

Альтернативный путь - пойти в хоровой коллектив. Именно люди, испытывающие острую нехватку творчества, и есть наши потенциальные артисты.

- Нехватка денег - одна из основных проблем развития искусства?

- Увы, да. Чтобы развиваться, нужна материальная база. Вопрос финансирования для нас стоит очень остро.

Искусство сегодня недостаточно поддерживается властью и бизнесом. А ведь необходимо оплачивать работу профессиональных певцов, композиторов и режиссёров. Нужны деньги на поездки на российские и международные фестивали и конкурсы, нужны костюмы. Поэтому мы с нетерпением ждём принятия закона о меценатстве - оно так распространено на Западе…

Мне хочется верить, что ситуация переменится. За рубежом, к примеру в Прибалтике, искусство активно поддерживают и власти, и спонсоры. У нас сегодня много говорится о реформировании художественного образования, но будут ли это перемены к лучшему? Нужно созидание, моральная поддержка - осознание ценности, финансовая подпитка.

- Как вы думаете, есть у академического искусства будущее?

- Непременно, если оно будет развиваться. Те же хоровые театры - действительно перспективная идея.

Изначально подобные театры в России воспринимались неоднозначно, особенно профессиональным сообществом. Были опасения о снижении художественной планки, в том числе из-за непрофессиональной работы режиссёра-постановщика. К счастью, мы имеем возможность работать с прекрасным балетмейстером-постановщиком Лидией Николаевной Акининой. Она создала для «Арт-хора» пластические версии вокальной транскрипции «Болеро» М. Равеля и «Песен сердца» Э. Фертельмейстера.

После сольного концерта «Арт-хора» «Преломления» летом 2013 года и выступления на IV Всероссийском хоровом фестивале им. Л. Сивухина мы получили много отзывов, подтверждающих, что хоровой театр - это высокий уровень музыкального искусства в синтезе с искусством театральным. И это убедительный путь развития хорового искусства. И мы в него верим!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно