Десять лет назад его называли «перспективным юным гитаристом». А теперь имя Ровшана МАМЕДКУЛИЕВА, аспиранта и преподавателя Нижегородской консерватории, звучит в Европе, Канаде, США. На днях наш земляк победил в XXX Международном конкурсе GFA (Guitar Foundation of America) - и стал четвёртым лауреатом из России за всю его историю.
Теперь мы можем с уверенностью сказать, что лучший в мире гитарист - из Нижнего.
Сила случайности
- Ровшан, как вы попали на конкурс и какой приз вам достался?
- В марте состоялся мой «американский» дебют: я выступал в Карнеги-холле (Нью-Йорк), который был призом за победу в международном конкурсе в Испании. Оказалось, что среди зрителей в Карнеги-холле были организаторы GFA, которые пригласили меня поучаствовать. Я и не думал, что выиграю. А теперь меня как победителя ждёт запись на трёх американских рекордс-компаниях сольного альбома, а также гастрольный тур по США, Канаде, Мексике и Китаю с сентября 2013 по май 2014-го.
- Сейчас ваше имя хорошо известно во всём мире. А было ли время, когда вы и не думали о музыкальной карьере?
- Конечно. В школе я с другом за компанию играл на гитаре, а учились мы в математическом классе, готовились поступать в ННГУ на ВМК. А потом решили углубить знания и пошли в музыкальную школу. Тот момент всё изменил. Нас прослушивал Алексей Петропавловский, мой наставник и коллега, а в то время молодой преподаватель. У него было большое желание учить, у меня - учиться. А после первого своего конкурса я почувствовал, что могу играть лучше и сильнее. Стал выступать активно, сменил общеобразовательную школу. И окончательно погряз…
- Вы активно выступаете с 13 лет, и теперь за спиной - десятки престижных, серьёзных конкурсов. А перед каждым новым выступлением, наверное, всё равно переживаете?
- Да, и в этом, пожалуй, кардинальное отличие от концертов. Перед конкурсом у меня, как и у других музыкантов, - жуткий мандраж. Я в постоянном напряжении: нужно отыграть хорошо, ничего не забыть. А на концерте ты более расслаблен, можешь больше контактировать со зрителем, играть более свободно, не придерживаясь особых конкурсных стандартов.
Та самая банкетка
- С годами мастерство растёт?
- Должно расти, если постоянно заниматься, учить новые программы. Ведь можно постоянно исполнять одно и то же, и в этом минус конкурсов: есть стандартная программа, которую отыгрываешь согласно конкурсным требованиям. Если она хорошо получается, есть шанс победить. Но потому отрабатываешь исключительно её.
- Но ведь во всех конкурсах выигрывать всё равно невозможно…
- Конечно. И дело не только в музыкантах: случается, что лауреат полгода спустя с той же программой не может пробиться даже в финал другого конкурса. Много субъективного в судействе, даже если жюри все на подбор - профессионалы экстра-класса. Одни за техникой следят, другим не хватает эмоциональности. А третьи тебе скажут: «Вы отличный гитарист, но вот инструмент я бы на вашем месте заменил». И всё, ты не прошёл. А вообще, это же музыка. 100% эмоций.
- В США классическая гитара популярна?
- Внимания к мероприятию однозначно больше. В Америке активнее организаторы. Вместе с конкурсом проводится масса мероприятий, в которых могут принять участие не только конкурсанты, но и любители, и просто поклонники гитарной музыки: выставки гитарных мастеров, производителей гитарных аксессуаров, концерты известных гитаристов, мастер-классы и прочее. А ещё в США настолько чёткая организация, что даже банкетку, на которой сидишь в репетиционной комнате, тебе потом вынесут на сцену. Но это не значит, что у нас концерты хуже, зрители не такие активные. Напротив, когда я победил на GFA, уже на следующий день и друзья, и даже незнакомые люди стали звонить, писать, поздравлять. Значит, в России следят за подобными событиями, и не только музыканты.
- Но тогда почему у нас гитарные «классики» не так известны, как, к примеру, Валерий Дидюля?
- Концерты Дидюли - это всегда шоу: отличные спец-эффекты, минусовки, танцы. На них приходишь расслабиться. А на концерты классической гитары, как мне хочется думать, человек приходит за новыми переживаниями - погружаясь в разные эпохи, слушая музыку разных композиторов. Палитра этих переживаний шире, и не всегда она связана с расслаблением. Поэтому, мне кажется, классическая гитара никогда не будет столь же популярной и доступной. С другой стороны, стараться популяризировать академические инструменты и их репертуар, несомненно, необходимо. К примеру, есть Денис Мацуев, который играет классику и в то же время участвует в шоу-проектах, которые открывают его как исполнителя массовому зрителю. У публики нужно воспитывать вкус, чем подстраиваться под её запросы.
Город гитары
- Насколько серьёзную конкуренцию на мире составляют российские гитаристы?
- У России - ведущие позиции. Есть, к примеру, классические гитаристы, с которыми мы часто встречаемся в Европе: Артём Дервоед, Дмитрий Илларионов, Евгений Финкенштейн из Москвы. Жаль, конечно, что многие уезжают за границу: там выше уровень жизни, легче пересекать границы государств, больше возможностей для развития, больше, в конце концов, платят за преподавательскую деятельность. Но Россия богата талантами.
- А как с талантами в Нижнем Новгороде?
- Сейчас у нас много сильных ребят: я сужу об этом даже по новому набору абитуриентов. В этом году - самое большое количество за пять лет, и качество, уверен, будет на высоте. Нижний постепенно становится гитарным центром во многом благодаря нашим музыкантам, педагогам, которые ведут активную деятельность, концертируют. Владимир Митяков вырастил немало лауреатов, создал квинтет гитаристов, который победил в международном конкурсе в прошлом году. Алексей Петропавловский участвовал в организации единственной в России гитарной научно-практической конференции (в Тамбове) и активно выступает. Наши новые студенты - не столько из Нижнего, сколько из других городов: Новосибирска, Подмосковья, Костромы, Ульяновска. Нижний начинают узнавать, сюда приезжают.
- Гитара - она какая?
- Это очень интимный инструмент. Это контакт с каждым из зрителей. Её диапазон близок человеческому голосу и в то же время богат тембровыми оттенками, которых нет ни у одного инструмента. Гитара демократична: на ней играют в концертном зале и на рок-фестивале, под неё поют Юрия Визбора у костра. Гитара - она для всех.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.