Балерина ни разу не пожалела, что и семью, и любовь, и радость материнства ей заменил театр. Он принял эту жертву, подарив славу и признание. В балете она стала настоящей женщиной.
Имя Людмилы Семёновой вошло в историю российского искусства, занесено не в одну энциклопедию. Сейчас ей не дашь больше 70-ти! А участковый врач, заглянув в её паспорт, чуть не упала в обморок - увидела год рождения…
Место в балете
Людмила Константиновна с восторгом вспоминает свой юбилей - в прошлом году она отметила 90-летие в родном оперном. Приме-балерине посвятили балет «Спящая красавица» - один из её любимых.
- Был полный зал. А больше всего меня тронул антракт. В фойе ко мне подбежали люди, стали брать автографы, гляжу - маленькая девчушка тоже тянется с программкой. Спрашиваю: «Ты хочешь танцевать?» Головой кивает. Ещё говорить не умеет, а уже мечтает о балете. Вот и я так же с 5 лет грезила о театре.
В семье Семёновых не было артистов. Папа - экономист, мама - педагог. А Люда как в 5 лет увидела оперетту, так и загорелась. В 1931 году из родных Вязников Владимирской области семья переехала в Горький. В 1935-м открылся театр оперы и балета, а потом - балетная школа при театре.
- Никаких выдающихся артистов балета я не знала, но бредила балетом интуитивно. Я какая-то потусторонняя, - смеётся Людмила Константиновна. - Моя мама говорила: «Профессию нужно выбирать по любви, иначе это будет каторга». Вот я и выбрала. Хотя я была маленькой, худенькой. Пришла в школу в 15 лет, а выглядела на 10-12. И начало было не очень успешное. Но я старалась!
Первый импульс творчества Людмиле Семёновой дал легендарный балетмейстер Марк Цейтлин. А ведь Людмила Константиновна даже уходила из школы на химфак университета, не веря в свои силы. Но Цейтлин настоял - заявил маме нашей героини: «Её место здесь, в балете!» И дал ей роль в кордебалете беспризорников в сцене «Двор чудес» в постановке «Собор Парижской Богоматери».
Встретились два фаната
После окончания балетной школы наша героиня заболела брюшным тифом, да ещё с осложнением на сердце. Врачи говорили - никакой сцены, иначе смерть. «Пусть умру, но на сцене!» - отвечала Людмила. Она шла на вершины искусства через боль, через бесконечные растяжения. И судьба уступила.
Её жизнь в профессии круто изменилась, когда в Горький в эвакуацию приехал Минский оперный театр. Партнёром молоденькой балерины стал солист Сергей Гончаров.
- Он сделал из меня человека. И характер выковал, и мастерство дал, - уверена Людмила Константиновна. - Я ухватилась за него! И начала вкалывать! Плакала, уставая, но занималась. Мы репетировали везде - в коридоре театра, ночью после спектакля в каморке под сценой, в пыли, при свете тусклой лампочки. Встретились два фаната. Причём он не только меня учил мастерству, тренировал мои мышцы, но и шил костюмы - бегал по базарам, искал красную ткань. Первой моей ролью с ним стала Клеопатра из «Вальпургиевой ночи» («Фауст» Гуно).
И партии посыпались, как из рога изобилия. С подачи Сергея Гончарова появились в репертуаре балерины Одетта и Одиллия из «Лебединого озера» - вершина мастерства любого артиста. Хотя поначалу Семёнова роли испугалась и всячески отпиралась. Листая толстые альбомы, поражаешься, сколько у Людмилы Константиновны было ролей, сколько образов, сколько партнёров.
- Я так счастлива, что в мой век в Горьковском оперном театре ставили много балетов. Сколько я танцевала! - улыбается Семёнова. - Даже в лесу танцевали - в войну перед солдатами. И на стадионе - перед работниками завода. В каждой моей роли была любовь, чувства. От влюблённости душа растёт, романы дают вдохновение для роли, но нельзя увлекаться. Искусство требует жертв, и я отдала ему всю жизнь. Иначе ничего не получилось бы!
И она завоевала статус примы-балерины. А в 1958 году на гастролях в Астрахани 37-летнюю Людмилу Семёнову «застало» звание заслуженной артистки РСФСР.
- В театр, прямо на спектакль, пришла правительственная телеграмма. И меня вызвали на сцену перед всем зрительным залом, объявили о награде. Мне бы слова говорить, а я растерялась, лицо руками закрыла - застеснялась. Мне и почестей никаких не нужно было! Я хотела только работать! Я сразу написала родителям письмо за подписью: «Ваша дочь, заслуженная артистка», - улыбается актриса.
Конечно, в профессии балерины много подводных камней, много интриг. Бывало, что Людмила Семёнова находила лезвие в своих пуантах. Но никому ничего не говорила, сжимала зубы и дальше танцевала.
«Я создала свой театр»
Профессия оборвалась для Людмилы Семёновой резко. 25 лет она служила на сцене оперного и была вынуждена уйти из-за болезни. Рак. Одна операция за другой.
Наша героиня и не думала, что вернётся на сцену. Но судьба ей подарила ещё один шанс, ещё одно амплуа - режиссёра, балетмейстера, воспитателя человеческих душ. Она создала танцевальную студию в ДК имени Свердлова, где проработала 25 лет.
- Это моя гордость, моя вторая работа! - признаётся Людмила Константиновна. - Мои девчонки бежали ко мне на занятия с работы, с учёбы. Мы ставили такие замечательные спектакли! У нас не было ни зависти, ни интриг, как в профессиональном театре. И наши усилия увенчались успехом. Нашему самодеятельному коллективу дали звание народного! Я создала свой театр балета!
С 1992 года Людмила Константиновна на заслуженном отдыхе, но до сих пор её любимые ученицы прибегают к ней в гости, поздравляют её со всеми праздниками.
- Если бы мне предложили снова прожить мою жизнь, я бы ничего не поменяла, - говорит наша героиня.
Фото и фоторепродукции автора
Справка
Людмила Семёнова - заслуженная артистка РСФСР, прима-балерина Горьковского государственного театра оперы ибалета. Нагорьковской музыкальной сцене исполнила главные партии в балетах «Эсмеральда»; «Каменный цветок»; «Раймонда»; «Красный мак»; «Бахчисарайский фонтан»; «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро» и т.д. Л. Семёнова совершенствовала профессиональное мастерство вхореографических училищах Москвы иЛенинграда. Статья о Людмиле Семёновой есть вэнциклопедии „Балет“ (издательство „Советская энциклопедия“, 1981 год). Всвоей книге „Намузыкальной сцене“ оней пишет замечательный нижегородский музыковед Игорь Елисеев.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.