Аргументы и Факты
nn.aif.ru
16+
Нижний Новгород
Аргументы и Факты
nn.aif.ru
16+
Нижний Новгород
Примерное время чтения: 7 минут
502

«Каждый раз будет что-то новое». Режиссёр Новиков – о своём «Риголетто»

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 46. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 12/11/2025

Музыкальные электрички не первый год едут из столицы в Нижний Новгород, доставляя культурных гурманов на постановки театра оперы и балета — смелые и новаторские или абсолютно классические, но в любом случае необычные. Один из тех, кто создаёт этот поток, — уроженец Нижнего Новгорода Сергей Новиков.

В 2020 году он поставил в Нижнем «Реквием» (12+) Джузеппе Верди, с 2023 года частью репертуара театра стала другая его постановка — «Онегин» (12+) П.И. Чайковского. Эта опера, конечно, заставила критику яростно спорить о выжившем Ленском, но зал на каждом представлении третий год полон.

6-9 ноября в Нижнем состоится премьера «Риголетто» (12+) Верди в постановке Новикова. Скандалы, интриги, расследования, сердце красавицы склонно к измене — а как же иначе? Объёмные технологичные декорации, на первой оркестровой репетиции nn.aif.ru видел чуть ли не каскадёрские трюки солистов и хора. Обо всём этом мы беседуем с режиссёром Сергеем Новиковым.

Досье
Сергей Новиков родился в 1977 году в Горьком, окончил Нижегородское музыкальное училище имени М.А. Балакирева и ННГУ имени Лобачевского. Дипломант международного конкурса «Нано-опера» (г. Москва, 2012). Выступил режиссёром-постановщиком оперы Даргомыжского «Русалка» (Концертный зал им. П.И. Чайковского Московской филармонии), оперы Чайковского «Иоланта» в московском «Геликон-опера» и Шведской королевской опере в Стокгольме, оперы Чайковского «Опричник» в петербургском Михайловском театре, оперы Л. Делиба «Лакме» в Красноярском театре оперы и балета, оперы «Черевички» Чайковского в московской «Геликон-опере».

«Больше Гюго!»

Ольга Морозова, nn.aif.ru: Сергей, «Риголетто» — это всё же об Италии? Или это о нас?

Сергей Новиков: «Риголетто» — это, безусловно, Италия. Другой вопрос, что люди, приходя в театр счастливыми или несчастными, могут себя ассоциировать себя с этими героями и проводить параллели. Или не проводить.

У автора пьесы «Король забавляется» Виктора Гюго всё вообще происходит при конкретном дворе французского короля Франциска I. Но цензура сказала Верди: «Перенесите оперу куда-нибудь!» Он решил — в Италию.

Но у нас на сцене сейчас будет даже больше Гюго, чем когда-то Верди придумал...

Фото: АиФ/ Ольга Морозова

— После Ленского, спасённого Онегиным на дуэли, все ждут фишек и при дворе герцога Мантуанского.

— Фишки точно будут, но важно сделать так, чтобы зритель их сумел считать. Видео и свет, надеюсь, мы настроим для этого.

Постановка — классическая, режиссёрская концепция — не совсем. Она соответствует тому времени, но мы добавляем туда моменты, которые в произведении Гюго есть, а в либретто Франческо Марии Пьяве их нет. В музыке Верди сохранил намёки на определённые обстоятельства при дворе французского короля. Мы пользуемся его музыкальной драматургией и причинно-следственных связей в постановку добавляем.

Ну, например, весь механизм действия в опере запускает некий граф Монтероне. Он приходит во дворец герцога скандалить — обесчещена его дочь.

Но у Гюго в первоисточнике это не просто какой-то граф, а заговорщик, приговорённый к смерти за попытку свергнуть государственный строй. Его дочь бросилась в ноги сюзерену, лишь бы спасти жизнь отца. И сюзерен соглашается, сохраняя жизнь графу и делая его дочь своей фавориткой. Когда отец узнаёт, какую цену заплатила дочь за его спасение, он всех проклинает. 

А у Гюго дочь его — не просто дочь, это сама Диана де Пуатье. Во-первых, она на тот момент уже замужняя женщина. Во-вторых, она потом станет наставницей сына Франциска — Генриха, и более могущественной фаворитки в истории европейских монархий просто нет. Если Диана будет носить только чёрное и белое, то весь двор короля наденет чёрное и белое вслед за ней... В общем, тем решением она сделала свою судьбу.

Яма для шута

— Но все, кто у Гюго должен умереть, — они умрут?

— Все, кто должен умереть, умрут, все, кто должен выжить, выживут.

Фото: Нижегородский театр оперы и балета

— Кто у вас Риголетто — часть большого несправедливого двора или жертва страшного стечения обстоятельств?

— Он копал яму своему сюзерену и сам же в неё угодил, потерял самое дорогое. В интриги аристократов ему бы лучше не вмешиваться. А вот Риголетто попробовал вмешаться и расплатился жизнью Джильды.

— В разные вечера на сцене появятся четыре разных состава артистов — это будут четыре разных спектакля?

— Если любите «Риголетто» — можно идти и четыре раза, каждый раз будет что-то новое.

«Точно есть повод праздновать»

— Первое исполнение оперы — 6 ноября, в ваш день рождения. Это «Совпадение? — Не думаю!»? Или действительно случайно так вышло?

— Так получилось. Но для меня совпадение удачное, в дни рождения я не всегда понимаю, что, собственно, праздновать — ну, стало на год больше. А тут точно есть повод, и друзья приедут.

— Десять или даже пять лет назад ехать в Нижний «музыкальной электричкой» было особо незачем...

— Слава богу, всё изменилось. Одна из целей театра — чтобы люди приезжали туда из других городов.  

— Вы бываете в Нижнем Новгороде периодически — как меняется город?

— Мне кажется, меняется в лучшую сторону. Ещё пару лет назад гостям не хватало отелей, сейчас и они появляются. К вопросу о музыкальных электричках: когда меня спрашивают, где в городе можно остановиться, уже есть что ответить.

Ну, и в целом хорошо, что всё развивается. Надеюсь, и метро на площади Свободы успешно построят, и нижегородцы будут вспоминать нынешние неудобства как временные...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно