«Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше», — говорил в своё время Станиславский. С Константином Сергеевичем согласен режиссёр Владимир Червяков, чья профессиональная жизнь уже много лет связана с Нижегородским детским театром «Вера». Символично, что режиссёр и родился 1 июня — в День защиты детей. В свой 60-летний юбилей Владимир Червяков рассуждает о секретах мастерства в интервью nn.aif.ru.
Не поучать со сцены
Владимир Червяков служит в Нижегородском детском театре «Вера» со студийных времён. Начинал как актёр, но с 2001 года решил ставить спектакли в качестве режиссёра.
Первая постановка — добрая рождественская история «Бык, осёл и звезда» (6+). «Страха провала у меня не было — были некие творческие сомнения, но зритель спектакль хорошо принял, постановка шла почти 10 лет, — вспоминает Владимир Червяков. — На мой взгляд, актёр и режиссёр — это слишком разные ипостаси на сцене, и совмещать их невозможно».
В разных театрах России Владимир Александрович ставил спектакли и взрослых, и для детей. Говорит, что для детей ставить сложнее. Они в чём-то даже более взыскательные зрители, чем люди взрослые.
Детям во все времена нужна искренность со сцены. Даже в наше очень быстрое время гаджетов, виртуальной реальности и клипового мышления юных зрителей, особенно подростков, волнуют то же, что и их сверстников много лет назад: дружба и предательство, первая любовь, отношения с родителями, поиск своего места в социуме. Приходя в театр, дети тоже ищут ответы на самые важные вопросы, и значит, их сердца открыты для важного диалога на вечные жизненные темы.
«Мы боремся за души детей. Просто в наше время открывать детские сердца сложнее, но это не значит, что этого в принципе невозможно сделать, — продолжает Владимир Червяков. — С детьми-зрителями надо быть на одной волне, и нельзя ни в коем случае их поучать со сцены. В то же время идти на поводу у публики тоже не самый лучший вариант. Театр — это компромисс».
Владимир Червяков не против новых форм, которые способны привлечь юных зрителей. Например, видеоряд или мультимедийная составляющая в спектаклях — для самых маленьких.
А вот есть ли место подростковому сленгу или мату со сцены? «Был такой замечательный драматург Рудольф Кац. Мы ставили его последнюю пьесу „Умфолози“ (16+), написанную в 1987 году, — рассказывает Владимир Червяков. — Пьеса трагичная, рассказывающая историю подростков, которые потеряли веру в людей. Там поднимают тему запрещённых веществ и других людских пороков. В одной из сцен главные герои ругаются, не произнося ни одного матерного слова. Но Кац так сопоставил слова, что по драматизму и накалу мне всё время казалось, что они произносят самые ужасные грубости. В этом, наверное, и есть драматургический талант».
От «Гамлета» до Чехова
В канун Дня Победы у Владимира Червякова состоялась очередная премьера на сцене театра «Вера» — спектакль «Операция «Дети» (12+) по мотивам одноимённой книги нижегородского журналиста Натальи Дроздовой. Книга и постановка рассказывают историю подвига Матрёны Вольской. Вместе с медсестрой Екатериной Громовой и учительницей Варварой Поляковой 23-летняя Вольская смогла пешком вывести по лесам и болотам с оккупированной Смоленщины более 3000 детей и доставить их эшелоном в Горький.
«Тема Великой Отечественной войны сложная, но в детей она проникает. Возможно, не здесь и сейчас... — считает режиссёр. — Я бы хотел, чтобы зрители задумались: как бы они себя повели на месте тех ребят? Каждый внутри себя всё равно ответит на этот вопрос, поскольку мы честны с собой. И если зритель после спектакля задаст себе этот вопрос, уже хорошо».

По словам Владимира Червякова, сложность спектакля была ещё и в том, чтобы вывести на сцену сразу около 30 детей — актёров детской студии «Лестница Ч». Они от первого лица рассказывали истории ребят, идущих под обстрелами с военной Смоленщины.
Юные актёры справились. Спектакль получил отклик у зрителей — больших и маленьких.
Владимир Червяков считает, что его творческая судьба как режиссёра удалась. В детском театре «Вера» он ставил «Гамлета» (16+), «Ревизора» (12+), «Капитанскую дочку» (12+), в Кировском театре драмы им. С.М. Кирова — «Жоржа Дандена» Мольера (16+).
«Что бы я ещё хотел поставить? — размышляет режиссёр. — Безусловно, Чехова. Любую его пьесу. Он вечен. Всякое слово чеховского героя имеет минимум 20 значений. Ремарки опять же... Режиссёру есть в чём разбираться. Я всегда иду от автора, а не придумываю что-то своё...»