Имя нашей землячки Надежды Ламановой незаслуженно забыто. Между тем именно эта уроженка села Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии была законодательницей моды дореволюционной России и стояла у истоков модной индустрии советской страны.
«Что за попугай?»
Родилась Надежда Ламанова в небогатой дворянской семье. Кроме Наденьки, у подполковника Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены Надежды Александровны было ещё четыре дочери. Весной 2016 года в архивах музея МХАТ была найдена написанная рукой Ламановой автобиография. Там есть такие строки:
«…Как я уже говорила, мать наша была превосходной рукодельницей, кроме того, светской женщиной. Чувство линии, красок, стремление к декоративности было разбужено во мне очень сильно. Помню эпизод: я в розовом платьице и голубых перчатках кажусь себе необыкновенно шикарной. И вдруг негромкий смех, и восклицание: «Что это за попугай?» Козловский! Втайне обожаемый, изящный и недоступный молодой человек насмешливо смотрит на мой изысканный туалет. Впервые тогда в 11 лет я критически осмотрела себя в зеркало и отделила одежду от своего я…».
Окончив в Нижнем Новгороде гимназический курс, Надежда отправляется в Москву, чтобы начать работать и помочь родителям поставить на ноги сестёр. В столице она проходит обучение в школе кройки Ольги Суворовой, а затем устраивается в портновское заведение «мадам Татьяны Войткевич», которая, по воспоминаниям современников, тоже «начала свою карьеру с того, что босенькой девчонкой в Нижнем булавки у портнишки подбирала, а потом гремела на всю Москву…».
«…Итак, судьба толкнула меня на дорогу портнихи, - вспоминает в автобиографии Надежда Ламанова. - Но общественное положение отца, знакомства, связи и наследственная склонность к украшению жизни помогли мне практически сразу, минуя черновую работу швеи, войти в круг мастериц и художниц».
Красота на булавках
Уже в 24 года Надежда Ламанова открывает собственное дело. Её мастерская вскоре начинает пользоваться огромной популярностью у дам высшего света. Новая законодательница моды действительно умеет создать одежду для любой фигуры. Знатные и богатые особы ради нового платья готовы выдержать многочасовые примерки, которые им устраивала Ламанова, и деспотичный запрет Надежды Петровны на творческий полёт фантазии заказчиц. Фасон, цвета и отделки платья - только на её усмотрение! Первая дама моды России создавала образы для императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини Елизаветы Фёдоровны, для актрис Марии Ермоловой и Веры Холодной.
Сегодня Ламанову на современный манер принято называть «модельером-конструктором». Но она практически никогда не рисовала эскизы будущих платьев и тем более не отшивала их. Ламанова как истинный художник прямо на модели булавками подкалывала ткань, создавая неповторимый образ будущего шедевра. В жизнь её задумки в лучшие годы претворяли 38 мастериц.
Несмотря на частые выезды за границу и хорошие связи в зарубежных модных кругах, после Октябрьской революции Ламанова не покинула Россию. В 56 лет она фактически начинает карьеру заново. Более того, сама жизнь доказывает, насколько разносторонен её талант. В царской России Надежда Петровна создавала изысканные туалеты из дорогих тканей для светских дам, а в новых условиях ей удаются модели простой одежды для всех из солдатского сукна и бумазеи.
В 1925 году на Всемирной выставке в Париже костюмы Ламановой из русских полотенец произвели настоящий фурор. Высокое жюри присудило ей Гран-при.
Любовь к прекрасному
Конечно, такая талантливая и яркая женщина не могла остаться без внимания мужчин. В первый раз Надежда Петровна вышла замуж достаточно рано. Но её супруг, отставной поручик Павел Андруцкий, скоропостижно скончался на руках у молодой жены.
Настоящее женское счастье Ламанова обрела лишь в 38 лет в союзе с ярким красавцем, актёром-любителем, а затем успешным юристом Андреем Каютовым. Познакомились они на базаре, устроенном меценатами для нужд детей-сирот. Известно, что оба принимали активное участие в различных благотворительных мероприятиях.
После революции Каютов был арестован как чуждый новой стране элемент. В 1919 году пришли и за Ламановой. В камере Бутырки 57-летняя дворянка, эталон вкуса и изысканности, провела месяцы.
Выйти на волю помог Алексей Максимович Горький. Похлопотать за Ламанову пролетарского писателя просила его гражданская жена, многолетняя клиентка модельера актриса Мария Андреева.
Андрей Каютов был осуждён в 1922 году, но уже через год обвинение с него было снято постановлением ВЦИК. До конца дней он продолжал заниматься страхованием, служа старшим инспектором огневого отдела в Госстрахе. Умер в 1931 году. Детей у супругов не было.
Надюша не нужна
В ноябре 2016-го, в год 155-летия Ламановой, в Нижнем открылась выставка «Модельер, которому верил Станиславский». Она рассказала о сотрудничестве Ламановой со МХАТ.
- В 1901 году МХАТ ставил спектакль по пьесе Немировича-Данченко «В мечтах», - рассказала Марфа БУБНОВА, директор музея МХАТ. - Главную роль играла Мария Андреева. Меценат Савва Морозов заказал для неё костюм в мастерской Ламановой. Чтобы не обидеть также игравшую в спектакле Ольгу Книппер-Чехову, сценический наряд пошили и для неё. Ламанова создала такие костюмы, что зрители ходили смотреть скорее на их красоту, чем на пьесу. Всего Надежда Ламанова создала сценические костюмы для 37 спектаклей МХАТ.
Начав в 1932 году работу над «Женитьбой Фигаро», Константин Станиславский обращается к художнику и сценографу Александру Головину с просьбой создать эскизы для костюмов. Но в ателье МХАТ, по мнению Станиславского, не смогли воплотить их в жизнь. Режиссёр решает, что передать в ткани творческий полёт Головина сможет только Ламанова. «Когда я передал эскизы Надежде Петровне, её глаза загорелись так, будто я предоставил ей главную роль в спектакле», - писал Станиславский.
К сожалению, в тяжёлые времена МХАТ забыл о преданной ему Ламановой. В 1941 году, когда фашисты стояли под Москвой, 79-летняя Надежда Петровна не смогла эвакуироваться с театром. В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится письмо Марии Терейковской (младшей сестры Ламановой), где описаны обстоятельства смерти первой дамы русской моды:
«…Утром мы поехали в театр, а со двора выезжали последние грузовики с актёрами и багажом! Главные уже уехали точно. Надюша осталась не нужна. …В среду 15-ого утром пошли в театр за деньгами. Она внешне была бодра и спокойна… Пошла с ней на Дмитровское метро, чтобы уехать на дачу. И как раз против амбулатории Большого театра она просит у меня нашатырь, я даю пузырёк, а она поднесла его, понюхала и упала мне в ноги. Я старалась поднять, повернула на спину, зову её, а она уже не отвечает… Галина Валериановна (очевидно, кто-то из близких подруг Ламановой. - Ред.) приехала тогда, когда Надюша такая спокойная, хорошая лежала в амбулатории театра, и сказала: «Умница какая, умно жила, умно и умерла». Может, она и права, сейчас жить и страшно и сложно…».