А как охраняются музеи Нижегородской области и возможно ли повторение событий в нашем регионе?
Фейс-контроль прошли?
У входа в Нижегородский государственный художественный музей к нам мгновенно подскочил охранник в форме полиции.
- Вы к кому? С какой целью? - строго спросил он.
На лестнице замаячила фигура бабушки-смотрительницы. Въедливый взгляд обвёл нас с ног до головы. Пропуск в залы с картинами показался нам преодолением преграды в закрытый элитный клуб.
Были Шишкин и Коровин. Жители Вязников узнали о картинах после их кражи>>
- А чему вы удивляетесь? Все посетители у нас проходят своеобразный фейс-контроль, - пояснила нам Зоя ОЗЕРЕЦКОВСКАЯ, главный хранитель музея. - Отсеиваются пьяные компании, люди неадекватного вида - те, кто может, на наш взгляд, причинить вред экспонатам. Совсем недавно пришлось аккуратно выпроваживать мужчину в майке, руки его были в наколках…
Храмы без охраны? | |
---|---|
Если ограбления в музеях - редкость, то кражи икон из церквей в Нижегородской области в последние годы стали обычным явлением. 3 мая 2013 года, в ночь на Великую пятницу, в посёлке Мухтолово Ардатовского района украли 5 икон. 8 июля из церкви села Липовка пропали 10 икон. В обоих случаях преступникам удалось скрыться. А в Арзамасском суде сейчас идёт процесс по обвинению 5 человек в кражах предметов религиозного культа. На их счету - десятки краж икон из жилых домов и из 3 молельных домов. |
- Спрятаться в подсобных помещениях у нас нереально, - утверждает Юрий МОИСЕЕВ, замначальника службы безопасности Нижегородского государственного художественного музея. - Перед закрытием музея все помещения - залы, коридоры, подсобки - тщательно осматривают наши сотрудники вместе с представителями вневедомственной охраны. Затем каждый зал ставится под двумя шифрами на отдельную охрану и выводится на центральный пульт районного отдела вневедомственной охраны. За порядком остаётся следить не бабушка-сторож, а профессиональный сотрудник охраны.
По словам Ю.Моисеева, после закрытия невозможно пройти по музею, не отключив сигнализацию. Иногда она срабатывает - из-за грозы, салюта и т.д. - музей уже через пару минут оцепляет группа захвата.
- Музей в двойном кольце - наша внутренняя система охраны и внешняя - гарнизонная, - говорят смотрительницы. - Даже если, как в фильме «Старики-разбойники», кто-то вынесет картины из музея, его тут же задержит служба охраны Нижегородского кремля.
- Вынести картину из музея якобы на реставрацию также невозможно, - дополняет Зоя Озерецковская. - Никто не пустит в зал незнакомого человека со стремянкой. Реставраторы снимают картины и уносят их к себе в мастерскую только в присутствии хранителя музея.
Ты будешь моей!
В музее с улыбкой вспоминают неудачные попытки воровства.
- Лет 30-40 назад, когда музей располагался в здании на Верхневолжской набережной, повадился к нам молодой мужчина, который всегда подолгу стоял у иконы убиенного царевича Дмитрия, - рассказывают смотрительницы. - Однажды он сорвал икону со стены и бросился к выходу. Ему удалось выбежать на улицу. Так следом за ним выбежали гурьбой все смотрительницы музея. Поймали его на склоне, вместе с иконой. Спустя много лет, когда музей переехал в кремль, этот же мужчина снова появился у нас, его заметили в одном из залов стоящим возле той самой иконы. Он вслух угрожал иконе, что всё-таки украдёт её. На следующий день эту икону перенесли в хранилище.
Бывают эксцессы со школьниками. Они засовывают за рамы картин фантики от конфет.
- О настоящих ограблениях мы вам поведать не можем. Не было…
И добавляют: без попустительства изнутри вынести картины грабителям невозможно.
Сторож у Пушкиных
А как дела с охраной музеев на периферии - там, где, как в кремле, нет гарнизонной охраны, но выставлены в подлинниках старинные иконы, картины, рукописи, монеты и т.д.
- В конце 90-х годов на территории музея были пожары, поджоги, - рассказывает Марина БУГРОВА, директор музея-заповедника «Щёлоковский хутор». - В последние годы у нас круглосуточно дежурит охрана с собаками, все наши объекты оснащены кнопками экстренного вызова полиции и видеонаблюдением. Пожары прекратились, обстановка спокойная, но усиление охраны всё-таки нам не повредит.
Несмотря на профессиональную систему охраны, у входа в музей всё же проводят фейс-контроль. Подвыпивших граждан к памятникам деревянного зодчества от греха подальше не пускают.
Только в трезвом состоянии можно попасть и на территорию государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С.Пушкина в Большом Болдине.
- Туристов к нам много приезжает, но никогда ни у кого не было поползновений украсть рукописи или испортить здание господского дома, - говорит Наталья ЧИВКУНОВА, замдиректора музея по экскурсионно-массовой работе. - Все объекты у нас поставлены на вневедомственную охрану, оборудованы видеонаблюдением, в господском доме для гарантии ночью дежурит сторож.
Единственный случай покушения на музейное имущество был отмечен в филиале музея - в усадьбе Пушкиных в селе Львовка. Местные жители на территории усадьбы выкапывали цветы, но охрана по видеонаблюдению это заметила и быстро среагировала.
Под надёжной защитой и Городецкий краеведческий музей, где, как известно, кроме старинных икон хранится княжеский шлем XIII века.
- Витрины с особо ценными экспонатами у нас находятся под бронированным стеклом и дополнительно оснащены сигнализацией, - поясняет Александр БАУСОВ, директор Городецкого историко-художественного музейного комплекса. - Все залы и коридоры оборудованы видеонаблюдением. Проверено по опыту, если сигнализация ночью срабатывает, то через несколько минут у здания оказываются охранники с автоматами.
Как вспоминают сотрудники городецкого музея, единственная крупная кража была совершена в 1970-е годы. Из музея тогда вытащили старинную икону.
И всё же сотрудники нижегородских музеев, поведав о надёжной охране и видеонаблюдении, неуверенно добавляют, что от ограблений никто не застрахован…