Нижний Новгород, 1 марта-АиФ-НН. Корреспондент АиФ-НН.ру Эльфия Гарипова побывала в районном центре Павлово, которое всегда славилось как центр российской металлообработки и узнала, что этому городу и помимо замков и ножей есть чем гордиться. Например, людьми, влюбленными в свой край.
Справка | |
---|---|
Павлово расположено на на Оке, к западу от Нижнего Новгорода, на семи холмах, называемых Перемиловскими горами. Впервые о городе упоминается в 1566 году, во грамоте Ивана Грозного. Свое название город получил по имени то ли первого поселенца, то ли первого посадского в остроге. Издревле прославился как центр русской металлообработки. Павловские ножи, замки, медицинские инструменты были широко известны в по всей России и за ее пределами. Павловский автобусный завод производит машины популярной марки ПАЗ. Население города – чуть более 60 тысяч человек. Добраться до города можно за полтора часа либо на рейсовом автобусе с автостанции на пл. Лядова, либо с железнодорожного вокзала на пригородном поезде до станции «Металлист». |
Коренной павловчанин
Полтора часа езды на автобусе к западу от Нижнего Новгорода – вот он, заснеженный тихий провинциальный городок с его замедленным течением времени, спокойными прохожими на улицах, неспешным транспортом и такими же официантами в кафе.
Фото Эльфии Гариповой |
Исторический музей, директором которого служит Николай Федотов, находится в старинном особняке купца Гомулина. Он сразу обращает на себя внимание: красный камень, замысловатая архитектура, кованные ворота. Директор оказался плотным мужчиной лет сорока, темно-русым, кареглазым, со свежим румянцем на щеках- этаким типичным павловчанином по облику. «А я и есть коренной павловчанин, - улыбается Федотов. – Моя мама родом из Сормова, когда-то давно приехала сюда преподавать, да так и осталась. Вышла замуж за моего отца. А я уже родился и учился здесь. Закончил истфак Нижегородского универститета им. Лобачевского, преподавал в школе, а потом принял на себя исторический музей».
Фото Эльфии Гариповой |
«Принял на себя».... Иначе и не скажешь: хозяйство у Федотова немалое, в его ведении находится 40 тысяч единиц хранения в двухэтажном особняке постройки конца 90-х годов XIX века с проблемной инфраструктурой. «Правда, областная и местная власть понемногу помогают: недавно вот крышу починили, а то протекала, - поясняет Федотов. – Хотя, конечно, здание уже много повидало на своем веку, чего в нем только не было... Теперь вот наш музей». В музее всего 5 экскурсоводов, причем один из них сам директор, а вот краеведов, которые писали бы экскурсии, кроме самого Федотова, нет. При том, что энтузиазм директора оплачивается государством всего в 10 тысяч рублей, а уборщицы – около пяти тысяч, становится понятно: подвижники на Руси еще не перевелись.
Китайские ножи режут, но не радуют
Видимо, это павловские места такие, что рождают пассионариев и непревзойденных умельцев. Николай Федотов не скрывает гордости за свою малую родину и старается рассказать о Павлове как можно больше. «Сейчас наши знаменитые павловские ножи вытеснены китайскими, - говорит Федотов. – Плохи они или хороши, все равно они режут. А павловские –произведения искусства». Павловчане издавно еще во времена Российской империи славились своими успехами в металлоообработке. Павловские висячие замки и всевозможные ножи, в том числе и складные, которые сейчас у нас в стране не выпускают, вообще, очень ценились.
Конечно, в нынешние времена павловские ножи уже не те, но ножевое производство худо-бедно существует. Складные туристические ножи делают с таким расчетом, чтобы не подпадать под закон о холодном гражданском оружии: где-то обух потоньше, где-то длина клинка покороче. Раньше некоторые павловские мастера даже получили право ставить на своих изделиях государственный герб и свою фамилию, как например, мастер позапрошлого века Федор Варыпаев.
Фото Эльфии Гариповой |
Ножи и ножницы изготовливались для самых различных целей: например, столовые ножи предназначались отдельно для хлеба, сыра, рыбы, устриц. Ножницы же не только имели разное назначение, но еще специально для дам изготавливались особых изящных форм.
Фото Эльфии Гариповой |
В советское время особенно модно было изготавливать макеты гербов, кремлевских башен, автомобилей и всего чего угодно, полностью составленных из ножей. Например, макет герба СССР сделан из 122 отдельных ножей.
Фото Эльфии Гариповой |
Как манси поклонялись замку
«Висячие замки ныне стали диковинкой, да и те, что еще можно встретить, не поражают воображение, - утверждает Николай Федотов. - Павловские же замки всегда отличались тем, что мастера делали их с большой фантазией. И эти замки были по тем временам высокотехнологичны».
Фото Эльфии Гариповой |
Например, встречались хитроумные замки, которые можно назвать прообразом современных сейфов: они открывались не ключом, а с помощью набора шифра, то есть надо было вручную набрать либо верный набор цифр, либо слово, например, Paris. Естественно, что такие замки выполнялись по индивидуальному заказу и были недешевы.
Фото Эльфии Гариповой |
Самый большой замок в музее весит 50 кг, а самый маленький нужно рассматривать через линзу, потому что его вес всего 0,02 грамма. Этот замок размещен на спичечной головке и спрятан под оргстекло, потому что может взлететь даже от сильного вздоха. Николай Федотов поясняет, что огромный замок сделан, скорее всего в рекламных целях: такое практиковалось, для привлечения внимания покупателей. В музее есть образцы таких же громадных по размерам топорища и ножа, пользоваться которыми смог бы разве что Гулливер. А маленькие замки делали мастера, чтобы продемонстрировать свою ремесленническую удаль, похвастаться друг перед другом умениями. Хотя некоторые мелкие замки использовались и по назначению: например, на маленькие замки весом чуть меньше грамма было модно запирать собачьи ошейники. А некоторые щеголи носили карманные часы на цепочке, которая полностью состояла их таких мизерных замков, застегнутых друг на друга.
«Работа была вредная, - поясняет Федотов. – Например, известные мастера, братья Хворовы, все умерли довольно рано, в возрасте 30-40 с небольшим лет. Платили за каждый замок в среднем 4 копейки».
Фото Эльфии Гариповой |
Замки в виде фигур животных известны издревле, их делали как древнерусские мастера, так и ремесленники соседней Волжской Булгарии, затем Золотой Орды. Например, замок в виде конька. С этим замком связана не одна курьезная история. Как-то советские этнографы нашли в заброшенном поселении народа манси идола местной богини Калтащ-эквы. «Этот идол был закутан в большое количество тряпок, - улыбается Федотов. – А когда их все развернули, то нашли там три фигирки для поклонения, среди них и павловский замок в виде конька работы мастера Семена Рженькова». Были случаи, когда американские коллекционеры принимали павловские замки за персидские или китайские работы и гордо выставляли их фотографии на своих сайтах. Дело в том, что XIX веке замки павловских мастеров активно поставлялись с Нижегородской ярмарки в Османскую империю, Иран, Бухару, Хиву, Афганистан, поэтому встретить в этих местах замок-конек из Павлова не так сложно. Во второй половине XVIII века, когда Павлово принадлежало графам Шереметьевым, появились по барской прихоти фигурные плоские замки в виде кентавров, дам с кубками, павлинов, двуглавых орлов. Они были дорогими и расходились по богатым барским домам Москвы и Санк-Петербурга. На такие замки обычно запирали ларцы и шкатулки с драгоценностями.
Фото Эльфии Гариповой |
Василиса Микулишна родом из Павлова
Павловчане могут гордиться не только своими замечательными изделиями, но и знаменитыми земляками. Например, семейством Фаворских, которое дало России сразу трех академиков. Наиболее известен Владимир Фаворский, наверное, самый известный график, чьи иллюстрации, например, к «Слову о полку Игореве», «Борису Годунову», «Маленьким трагедиям» Пушкина знают все еще со школьных времен. Его брат Алексей Фаворский, профессор-химик, по праву считается одним из отцов полимерных технологий: он был одним их тех, кому мы обязаны тем, что в нашем быту пользуемся изделями из пластмасс, искусственного каучука, всевозможными лекарствами, красителями и клеями. «А его отец, местный священник Евграф Фаворский занимался тем, что собирал былины, - рассказывает Николай Федотов. - Оказывается, в основе сюжета известного мультфильма про Василису Микулишну и князя Владимира Красное Солнышко, лежит именно павловская былина, записанная Фаворским в Павлове под названием «Про Василису Даниловую».
Фото Эльфии Гариповой |
Федотов показывает старые фотографии мужчины с маленькой девочкой. Это известная киноактриса Наталья Белохвостикова с отцом-дипломатом. «Ее дедушка отсюда родом, - рассказывает Федотов. – Актриса приезжала к нам в музей вместе с телевизионной группой, когда снимали передачу о ее родословной. На фотографии дипломат Белохвостиков с маленькой Наташей в Лондоне. За пухлые щечки папа называл дочку «запасным Черчиллем».
Гусиные бои и лимоны
Любимой забавой у павловчан до революции были петушиные и гусиные бои. Существовала даже особая павловская бойцовая порода петухов, которой уже больше нет. «Сейчас павловчане практикуют только гусиные бои, - поясняет Федотов. - Они происходят обычно во время гусиного брачного периода, когда гуси дерутся в присутствии своей фаворитки, так называемой «любки». Если в старину нравы были суровы и проигравшего сразу отправляли в суп, то теперь гуси, которым не повезло, все равно продолжают свою спортивную карьеру. Следующий гусиный бой состоится в марте».
Фото Эльфии Гариповой |
Федотов показывает на дерево с небольшими оранжевыми плодами, стоящее на окне: «Павлово называют городом лимонов. Действительно, в Павлово, наверное, в каждом доме есть лимонные деревья. А у нас в музее цветет еще и померанцевое. А лимонное пока отдыхает».