Недавно в нижегородском Арсенале прошел круглый стол, концерт, фотовыставка и мастер-класс плюс общение в неограниченном количестве - мега-анонс очередного «Арт-оврага». Искушенные нижегородцы, знающие цену уличному искусству, посетили означенные мероприятия с большим удовольствием и интересом.
Выкса как урбанистическая матрица
«Арт-овраг» - фестиваль новой культуры, проходящий с 2011 года в Выксе и включающий в свою программу все возможные виды так называемого стрит-арта. Гениальность задумки заключается в том, что Выкса как потенциальная площадка удачно соответствует урбанистической матрице. Выстроенная Владимиром Шуховым сетчатая стальная гиперболоидная башня-оболочка – сочетание инженерной мысли с полетом воображения - стала символом фестиваля.
Фото: https://street-art-ovrag.ru
СПРАВКА
«Арт-Овраг» изначально был задуман его кураторами, хореографом и директором Международного культурного проекта «Арт-Резиденция» Константином Гроуссом и художником и архитектором Дмитрием Алексеевым, как Фестиваль новой культуры, мультижанровый некоммерческий арт-проект. Главное направление мероприятия - поддержание позитивного настроя у горожан, провокация у молодого поколения Выксы креативного мышления и реализация его в будущей профессиональной деятельности, каковой бы она ни была. В дни Фестиваля доступен самый разнообразный формат коммуникации и восприятия: мастер-классы, концерты, лекции, выставки, акции, хеппенинги, кинопросмотры, и просто неформальное дружеское общение.
Те счастливцы, кто сумел выбраться в Выксу летом, по возвращении говорили, что словно побывали в другом, счастливом и креативном мире. В столице стрит- и паблик-арта. Что в небольшом, сугубо промышленном городе было все и на самом высоком уровне; что там раскинулся невероятный праздник современного искусства, приятный и ценителям, и рядовым гражданам всех возрастов. И что произошла переоценка ряда явлений, ранее казавшихся какой-то, простите, несерьезной ерундой, а на самом деле являющаяся уважаемым мейнстримом.
Например, Никита Nomers в Нижнем Новгороде расписывает «бесхозные» стены и населяет городские кварталы деловитыми черными кошками. Но, между тем, его работы вошли во всемирный топ-100 стрит-арта в 2011 году.
Никита – один из хедлайнеров «Арт-оврага»: в Выксе он расписывал башни разного роста и объема. Ерунда какая-то, скажете, рисуночки на промышленных объектах? А ведь Выкса здорово преобразилась минувшим летом, во время фестиваля. Если даже не иметь в виду фантастическую выставку башен и мобильных, временных объектов – остались те же граффити плюс кое-что в умах и сердцах, благо проводилась большая образовательная программа. Художники- абстракционисты Дмитрий Пархунов и Мартин Шольт оформили фасад ПТУ-35 в духе геометрической абстракции Пита Мондриана, а почтовое отделение разукрашено в духе сюрреализма; сюрные пространства открываются порталами на колоннах ДК Ленина... Опять же, и продолжение следует. В 2013 году фестиваль будет посвящен лэнд-арту и называется «Арт-Овраг-2013. Город-сад».
Фото: https://street-art-ovrag.ru
Как изменить среду
С чего начать, если есть желание изменить среду? С улицы - или, по профессору Преображенскому, все же с сознания? Об этом говорил полимедийный художник, профессор Гамбургской Академии искусств, музыкант и перформер Майк Хентц, проживающий в Берлине. Не раз принимавший участие, скажем, в экспозициях Documenta, он намекал на мифологию и архетипы, а также занимался с собравшимися вроде как самыми простыми вещами: задавал вопрос а-ля «чего вам не хватает на улице для комфорта?» и рисовал кейсы. Далее, иллюстрируя собранные мнения примерами из мировой практики, профессор Хентц генерировал идеи. Некоторые показались откровенно маниловскими в условиях сурового российского быта – например, чтобы на улицах не было грязи, каждые два часа по ним надо пускать мощный поток смывающей все воды – но многие заставили просто задуматься о личном вкладе в окружающую среду. О том, что комфорт и безопасность на улицах обеспечивают не какие-то там инопланетяне, но вполне конкретные люди.
Константин Гроусс, директор Международного культурного проекта «Арт-Резиденция», хореограф, куратор фестиваля «Арт-Овраг» рассказал, что проведение столь мощных, столичного уровня событий современного искусства в небольшом периферийном городе имеет определенный смысл:
- В столицах есть вероятность того, что даже такие фестивали могут быть, скажем так, «растворены» в общем информационно-событийном шуме и оттого не прозвучат должным образом. Будучи локализованы и вынесены за рамки мегаполиса, они привлекают больше внимания. В конце концов, все заинтересованные могут туда приехать.
С полной уверенностью Константин Гроусс утверждает, что перемены в среде влияют на перемены в сознании. Особенно если подойти к этому прицельно и вдумчиво.
Фото: https://street-art-ovrag.ru
- Тут взаимосвязь сложная и многоуровневая . во-первых, в программах фестиваля много образовательных проектов. Во-вторых, уровень восприятия искусства напрямую зависит от уровня подготовленности, специфической образованности населения. Нашей основной целевой аудиторией были люди от шести до 25 лет. Большинство творческих мастер-классов и образовательных лекций были рассчитаны именно на них.
Выращиваем публику
Вспоминается, что именно так – совершенно безвозмездно и с расчетом на молодых - в Нижнем Новгороде лет двадцать назад поступали «Кариатиды», предшественницы нынешнего великолепного ГЦСИ. Иногда сто пятьдесят, а порой всего-то пять человек приходили на видеопоказы и выставки, но все знали, что раз в две недели в историческом центре города можно бесплатно почерпнуть порцию высококачественного современного искусства. Сегодня эти люди, их дети и знакомые с благодарностью нескрываемым интересом посещают Арсенал.
Есть, где присесть
Значительная часть событий фестиваля проходит в парке культуры, где расположены овраги, ныне являющиеся естественными амфитеатрами, и, по признанию организаторов, это очень удобно для организации зрелищных проектов. В Нижнем Новгороде масса отличных оврагов, и, помнится, были попытки освоения, например, Лопатинского оврага как пространства современного искусства. Может, с барского выксунского плеча пришлют и нижегородцам хоть какой-нибудь проектик, а уж овраг-то мы предоставим…
Организаторы фестиваля:
Выксунский Металлургический Завод (ВМЗ)
Объединенная металлургическая компания
Благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК – Участие»
Благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК – Участие»
Администрация города Выкса
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Творческая разработка и проведение:
Международный культурный проект “Арт-Резиденция”
При поддержке:
Государственный музей В.В. Маяковского
YourWays – Школа паркура и акробатики
IOU-RAMPS
Информационные партнеры:
Журнал Московского музея современного искусства “Диалог Искусств”
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.