Летом благодаря фестивалю «Новый город: древний» их станет чуть больше. С организатором и идейным вдохновителем проекта художником Артёмом Филатовым мы беседуем о вандализме, уличном искусстве, а также о гражданской инициативе и о домах с историями.
Практика улиц
- Артём, вы свою художественную практику на улицах тоже начинали с рисунков на стенах краской из баллонов?
- Да, но это было очень давно. Уже много лет рисую художественными кистями и обычной краской. Чтобы стать академическим живописцем, необходимо как минимум окончить художественную школу, знать историю искусств, много рисовать.
- А как формируется уличный художник?
- На мой взгляд, современный художник, в том числе и уличный, - это человек, стремящийся не просто рисовать, а ставящий перед собой более трудные задачи, которых он достигает разными способами. Современное искусство не обязывает людей изучать анатомию или станковую живопись. Сегодня много способов для художественного высказывания: инсталляции, различные перформансы. Искусство уже давно перестало быть только маслом на холсте.
- Про холсты. Каковы критерии отбора уличным художником объектов для живописи?
- Лично мне становится всё более интересно рисовать не только на жилых домах. Я стал больше обращать внимания на жизненный уклад людей. Рядом с домами, например, есть потрясающие сараи. Дерево, из которого они сделаны, со временем начинает искажаться, оно приобретает особенную фактуру и цвет, а сами сараи начинают медленно падать.
Новые дома - непростые объекты. Там иногда совершенно некуда «положить глаз»: реклама, вход-выход, стекло, бетон. В итоге получается мозаика, которую рисунок сделает только хуже.
- Сколько времени уходит на создание одной работы?
- У меня - один день. Но в прошлом году в рамках фестиваля художник Рустам Кубик расписывал девятиэтажный дом в Нижнем, на ул. Черняховского. Одиннадцать дней работы с утра до вечера! Сегодня это самое масштабное произведение уличного художника в Нижнем Новгороде.
- Где в нашем городе ещё можно увидеть образцы уличного искусства?
- В прошлом году мы запустили интерактивную онлайн-карту уличного искусства Нижнего Новгорода. Сегодня на неё нанесено около 140 объектов в разных частях города.
Разрешите - нарисую
- Артём, а где грань между вандализмом и уличным искусством?
- На правовом уровне никакой грани нет. Любые несанкционированные рисунки на зданиях - вандализм, порча имущества. К сожалению, у городских властей пока нет чёткого алгоритма, как происходит согласование объектов искусства в публичном пространстве. Что касается манеры работы, есть люди, которые считают: художник на любом объекте городской инфраструктуры волен рисовать всё что пожелает. Я придерживаюсь другой точки зрения. Уличный художник несёт большую ответственность за свои произведения. Таким образом он выражает своё отношение к городу.
Хороший уличный художник изучает историю места, выбранного для создания рисунка. Если это жилой дом - общается с жильцами, пытается объяснить им свой художественный замысел. Люди часто не только разрешают рисовать на своих домах, но даже выносят художнику бутерброды и чай, обсуждают рисунок, забирают краску на хранение, если работа длится несколько дней.
- А почему уличные художники так любят рисовать в центре города, в районе исторической застройки?
- Стрит-арт зачастую воспринимается людьми как такое яркое буйство красок на огромных домах. Нижегородский стрит-арт более адекватен городу. Ключевые места Нижнего - не многоэтажки, а исторический центр с его двух-трёхэтажной застройкой. Художники, которые работают в нашем городе, это понимают, поэтому чаще выбирают в качестве холстов такие места.
Старый? Новый?
- У вас наверняка есть своё отношение к политике местных властей в отношении исторической застройке Нижнего…
- В этом году в рамках II фестиваля уличного искусства «Новый город: древний» художники со всей России создадут примерно 8 работ в районе исторической застройки Нижнего. Мы не сами выбирали объекты, а объявили сбор заявок от нижегородцев. Важно, чтобы те объекты, где появятся рисунки, иллюстрировали, как люди любят свои дома, хотят там жить, делают эту жизнь благоустроенной и безопасной.
Мы получили около 40 заявок от потрясающих людей, которые по-особому относятся к этим местам. Многое в жизни зависит не от правительственных программ, а от личного участия. Если человек годами не заботится о месте, где живёт, никакое вмешательство властей сиюминутно не поможет ему сохранить дом, сделать его лучше.
- Вы наверняка общались с людьми, чьи дома станут фестивальными объектами. История какого дома вам запомнилась больше всего?
- На ул. Нестерова, 35 расположен один из первых кооперативных домов в Нижнем. Люди строили его и благоустраивали окрестности для себя. В начале нулевых рядом с домом решили строить многоэтажки и начали вырубать небольшой парк - деревья, под которыми люди когда-то объяснялись в любви, предлагали руку и сердце...
Потомки жильцов рассказали, что сильно это повлияло на здоровье родителей: во время вырубки люди сильно болели - так переживали. По сути, уничтожались не деревья, а прошлое...
- Старинные дома и так уникальны, стоит ли менять их внешний вид?
- Мы не зря собираем заявки перед фестивалем. Значит, люди, прожив в доме много лет, понимают, что он требует художественного переосмысления. Далее нужны вдумчивость, осторожность и максимальная осведомлённость о том, с чем работаешь. Испортить что-то в городе мы не вправе.
- Артём, а у вас лично есть понимание, каким должен быть наш город в будущем?
- Нижний обязательно должен быть разным: и современным, и старинным, и пешеходным, и для машин. Соблюсти эту разность трудно. Но всё в наших руках! Кстати, если бы в городе проходил фестиваль реставрации старинных домов, я бы в нём активно участвовал!