Правительство Нижегородской области и депутаты Законодательного собрания решили не повышать с нового года транспортный налог. Однако автомобилисты уверены, что рано или поздно региональные власти воспользуются щедростью федеральных законодателей, разрешивших повышать базовые ставки в 10 раз.
Повышение – вопрос времени?
В конце ноября Государственная дума решила увеличить базовые ставки транспортного налога в два раза. Решение вызвало общественный протест, по всей стране прошли акции недовольных автомобилистов, и закон был отправлен на доработку. В итоге федеральные власти переложили ответственность на регионы, разрешив им с 2010 года увеличивать базовые тарифы на налог не в 5 раз, как раньше, а в 10. Наша область, многолетний рекордсмен по величине транспортного налога, на этот раз отказалась от повышений.
- Двукратное увеличение позволило бы получить дополнительные доходы бюджета в размере 1 млрд рублей, но, учитывая высокую социальную значимость этого вопроса, принято решение не изменять действующие ставки, - заявил председатель областного Законодательного собрания Виктор Лунин.
По заверениям властей, этот вопрос можно считать окончательно решённым.
Однако автомобилисты считают иначе.
- В начале 2010 года депутаты технически не успеют поднять ставки - слишком долго принимаются законы. Если есть возможность увеличить налог, то рано или поздно ей обязательно воспользуются, - считает сопредседатель нижегородской общественной организации «Автодвижение» Александр Дейч.
«Сильная» логика
Закон о транспортном налоге поминают добрым словом не первый год. Детище российского законодательства и впрямь уникально по своей логичности.
Налог взимается исключительно с владельца транспортного средства. Величина его рассчитывается в зависимости от мощности машины – налоговая ставка умножается на количество лошадиных сил. В случае замены двигателя и изменения его мощности владелец должен обратиться в ГИБДД по месту регистрации автомобиля с заявлением о внесении информации об этом в техпаспорт.
Транспортный налог - один из тех вопросов, в котором власти не стремятся к евростандартам. Во всех европейских странах он рассчитывается исходя из экологических показателей и веса автомобиля - всё-таки большие фуры портят асфальт гораздо сильнее легковушек и топлива потребляют больше. Логика российских законодателей строится иначе: чем больше лошадиных сил, тем круче автомобиль и... тем богаче его хозяин. Удивляет экспертов и негибкая градация налога. В результате такого подхода, например, за автомобиль мощностью 101 л. с. водитель заплатит на тысячу рублей больше, чем за машину мощностью 100 л. с.
Поделили первенство
Возможно, слабым утешением для нижегородских автомобилистов станет то, что наш регион больше не является рекордсменом по величине транспортного налога. После того как Государственная дума РФ дала зелёный свет на повышение, некоторые субъекты Федерации сравнялись с нами. К сожалению, за долгие годы «лидерства» область так и не смогла стать первой по качеству дорог.
КОМПЕТЕНТНО
Сергей Канаев, член координационного совета Федерации автомобилистов России, лидер московского отделения ФАР:
- Правительства многих регионов были бы рады увеличить транспортный налог, но их останавливает общественный резонанс. Всероссийские акции протеста автомобилистов сыграли свою роль и стали головной болью для властей. Там, где автовладельцы были активны, региональные власти отказались от повышения налога.
Изменение законодательства о транспортном налоге - это просто политические игры. Для автомобилистов ничего не изменилось, просто федеральный центр снял с себя ответственность и переложил её на регионы.
В дальнейшем очень многое будет зависеть от настроя автовладельцев. Конечно, на местах прежде всего думают о наполнении бюджета, но повышение налогов очень сильно влияет на социальную обстановку в регионах. В итоге власти встанут перед выбором – деньги или общественный протест.
Объединения автомобилистов тоже не намерены молчать. В ближайшее время нами будут поданы иски в Верховный и Конституционный суды о несоответствии налога Конституции и Налоговому кодексу РФ. В ст. 3 кодекса говорится, что налог должен иметь экономическое обоснование. Транспортный налог – это налог на имущество, а оно не может измеряться в лошадиных силах.