210

Водитель лунохода

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 14/05/2008

Эти уникальные водительские права есть всего у трёх человек в стране. Впрочем, и им пить за рулём строго-настрого запрещалось. 14 дней подряд. Именно столько длится лунный день, и такую смену отрабатывали водители луноходов...

(Полную версию материала читайте в разделе "Гостиная" на сайте "АиФ-НН.RU").

15 мая 1957 года на Южном полигоне (ныне - космодром Байконур) начались лётные испытания баллистической ракеты Р-7, которая в октябре того же года вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Планета вступила в космическую эру. А в начале 70-х Луну уже бороздили советские аппараты "Луноход-1" и " Луноход-2".

"Жигули" с другой планеты

Рассказывает побывавший недавно в Нижнем Новгороде ("АиФ-НН" N 16, 16 - 22 апреля) генерал-майор, водитель лунохода Вячеслав Довгань:

- В 1969 году СССР готовил пилотируемый полёт на Луну. Однако американцы высадились раньше. Тогда программу перестроили на дистанционную, без пилота.

От услуг дизайнера при создании луноходов отказались - любоваться ими на Луне некому, главное, чтоб были функциональны, начинены навигационным оборудованием и достаточно легко управляемы. Их можно было сравнить с "Жигулями" - и по размеру, и по массе (756 кг). Две скорости: одна - 33 см в секунду (около 1,2 км/ч), вторая - 66 см (около 2,4 км/ч).

Выбирая между гусеницами, перекатами и колёсами остановились на последних. Была создана любопытная колёсная формула - "8 минус 5". Каждое из восьми колёс оборудовалось собственным электродвигателем. В случае заклинивания по команде с Земли вал ломался и разобщал колесо с отказавшим узлом. Колесо превращалось из ведущего в ведомое. Аппарат мог продолжать движение на трёх ведущих в случае отказа пяти других. Перевернуть машину было невозможно. При превышении установленного крена в 30 градусов вездеход останавливался сам.

Важнейшим вопросом была прочность на температуры. Ведь работать чудо-технике приходилось при перепадах от +170 днём до -150 ночью!

Секретная акробатика

Раз есть луноходы, нужны и те, кто будет ими управлять. Поначалу искали даже среди трактористов. Но всё же остановились на офицерах-ракетчиках. Два экипажа (командиры Николай Ерёменко и Игорь Фёдоров, водители Геннадий Латыпов и Вячеслав Довгань, резервный водитель Василий Чубукин, операторы Валерий Сапранов и Николай Козлитин, штурманы Викентий Самаль и Константин Давидовский, бортинженеры Леонид Масензов и Альберт Кожевников) начали готовить к выполнению секретного спецзадания.

- Мы сначала думали - к полёту, - улыбается Вячеслав Георгиевич. И вспоминает, как сдавали на "луноходные" права:

- Как в обычной автошколе - и змейку, и коридор между препятствиями. Но вскоре выяснилось, что водить луноход - не баранку крутить. И навыки нужны другие.

Прежде всего - умение на глаз определять расстояние, обстановку, обладать хорошей оперативной и долговременной памятью. Вождение лунохода изучали на специальном "лунодроме" в Крыму. Там рыли "кратеры", накладывали камни до 3 м. Было очень непросто. Ведь определить препятствие на глаз на "Луноходе-1" можно было не дальше 7 - 9 м, на "Луноходе-2" - до 12 м. Водили осторожно. Но скоро и повороты в движении освоили. И даже название появилось - "небесная акробатика".

"Первый - вперёд!"

17 ноября 1970 "Луна-17" доставила на Луну "Луноход-1". Его свели по трапу офицеры командно-измерительного комплекса под Симферополем.

Первым в "водительское кресло" сел Геннадий Латыпов. Пульс - 140 ударов в минуту. Командир экипажа Ерёменко коротко приказал: "Первый - вперёд!". Машина развернулась, на экране возникло изображение...

"Луноход-1" просуществовал 11 лунных дней и ночей. Шёл только ночью. Проехал в итоге по Луне 10,5 км. "Луноход-2" был посажен на Луну 16 января 1973 года ракетой "Луна-21". Он исколесил 37 км.

- "Луноход-2" мне посчастливилось вести с посадочной платформы на поверхность Луны, - вспоминает Вячеслав Довгань. - Каменные мешки, кратеры... С его помощью мы получили большую информацию, много фотопанорам, телевизионных снимков. Провели исследование механических свойств грунта, химический экспресс-анализ...

На снимке: "Сидячий космонавт" Довгань ведет Луноход-2. 1973 г.

...Сейчас два триумфа советской космонавтики грустят на Луне. Первый - у Моря дождей, второй - у Моря ясности. "Луноход-1" умер своей "смертью". А со вторым продолжается связь, он все ещё посылает сигнал, хотя и не работает.

- Надо непременно их забрать! - Вячеслав Георгиевич уверен, что уникальных "лунных скитальцев" нужно вернуть для истории.

А ЕЩЁ БЫЛ СЛУЧАЙ

Однажды молодые офицеры, включая майора Довганя, чуть не расстались с карьерой. Спасло то, что заменить их было некем.

Приближалось 8 марта 1971 года. В центре управления немало женщин. У команды лунной экспедиции созрел дерзкий план поздравления. Готовились тайно. Штурман Константин Давидовский рассчитал маршрут так, чтобы луноход выписал колёсами на лунном грунте "8 МАРТА".

Но на "МАРТА" энергии не хватило. Ограничились "восьмёркой". Цифра получилась 100-метровой! Восторг женщин, получивших красиво оформленные снимки в конце рабочего дня с подписями отчаянных парней, был непередаваем!

Благодарим за помощь в подготовке материала нижегородский совет ветеранов Байконура, Поволжский центр аэрокосмического образования. Особая благодарность заведующему музеем Академии ракетных войск (Москва) полковнику в отставке Валентину Углову.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах