Вот уже который год идёт речь о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Однако, как показал открытый на Нижегородской ярмарке 26 марта форум "Россия в ВТО: стратегические возможности", только 15 процентов предприятий округа готовы влиться в глобальное экономическое пространство.
По словам заместителя полпреда президента РФ в ПФО Георгия Матюшкина, исследования московского Института мировой экономики и международных отношений показали, что до 80 процентов руководителей предприятий весьма туманно представляют себе последствия вступления в ВТО.
При внимательном анализе видно, что в первую очередь выгоды приобретёт топливно-энергетический комплекс. Во-первых, одним из требований Всемирной торговой организации значится выравнивание цен на энергоносители в пределах единого экономического пространства. В России они традиционно ниже. Значит, нужно будет поднять. Это уже и происходит, например, с газом. Во-вторых, экономическое пространство ещё и потому будет едино, что внутри него сведены к минимуму таможенные барьеры. Кому это выгодно? Конечно, экспортно-ориентированным отраслям, которым есть что предложить загранице.
Совсем по-другому, вероятно, сложится ситуация в отраслях обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве. Нашим технологически отсталым, измотанным реформами предприятиям предстоит выдержать жесточайшую конкуренцию со стороны иностранного капитала. Что же они могут противопоставить? Единственное конкурентное преимущество - крайне низкий уровень заработной платы. Но тогда зачем вступать в ВТО?
Однако "пропуск" на просторы единого экономического пространства - политика федерального центра. А коли так, должностные лица в регионах берут под козырёк. Может быть, именно поэтому Георгий Матюшкин, после того как привёл удручающие цифры, заявил, что присоединение России к ВТО отвечает долгосрочным интересам экономического и социального развития страны и, в частности, Нижегородской области.