Правительство Нижегородской области недавно приняло масштабную программу по развитию въездного и внутреннего туризма на 2007 - 2011 годы.
За это время, по планам наших властей, область должна преобразиться, а число гостей региона достичь миллионных цифр.
Планов громадьё
РАЗМАХ программы впечатляет. За пять лет государство планирует "закачать" в неё около 10 миллиардов рублей. Для сравнения: во времена предшествующего губернатора на развитие туризма выделялось от силы по полтора миллиона в год.
Стремление властей продвигать туризм во что бы то ни стало может вызвать у народа некоторое недоумение. Все привыкли считать туристическими центрами южные курорты. Ну, на худой конец старушку Европу с её громадным культурным наследием, которое содержится в образцовом порядке. Невольно возникает законный вопрос: а чем можно привлечь туристов в наши родные пенаты?
Как уверяет власть - очень и очень многим, начиная от природного ландшафта и заканчивая народными промыслами.
- Да, у нас нет Чёрного моря, озера Байкал, - говорит министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Денис Лабуза. - Зато у нас есть круизная река Волга. У нас есть культурные, религиозные центры. Десять лет назад 70 процентов продукции художественных промыслов выпускалось в Нижегородской области. Это может стать интересной "фишкой" для туристов: посмотреть, как делается хохломская, городецкая роспись...
Действительно, достопримечательностями разного рода наша область не обделена. Однако далеко не все из них имеют презентабельный вид. За примерами далеко ходить не надо. Например, та же усадьба Приклонских-Рукавишниковых XVIII века в селе Подвязье Богородского района (о её "трагической" судьбе мы писали в "АиФ-НН" N 24, 14 - 20 июня). Или построенная без единого гвоздя деревянная церковь в Починковском районе, которая не так давно рухнула под тяжестью лет (на нижнем снимке).
Два кольца
НУЖНО сказать, что власть прекрасно знает о неприглядном состоянии значительной части культурного фонда в области. И, конечно, "изнанку" региона никто гостям показывать не собирается. Демонстрировать будут только "фасады". Как сообщил Денис Лабуза, сегодня разработаны Северное и Южное кольца туристических маршрутов по Нижегородской области. В первое войдут самый чистый город области Городец, славящийся своей росписью Семёнов, озеро Светлояр. Также попадут в южный маршрут Балахна, малая родина Козьмы Минина, и Чкаловск, где появился на свет другой наш знаменитый земляк - Валерий Чкалов.
Южное кольцо в отличие от Северного будет отличаться ярко выраженным православным уклоном. Узловыми точками этого маршрута станут Дивеево, Арзамас и Павлово. Само собой, в Южное кольцо будет включено и Большое Болдино.
Стремление областных властей во главе с губернатором Валерием Шанцевым, в принципе, продиктовано вполне прагматическими соображениями. Туристический бизнес - это огромное количество рабочих мест для области. Ведь для приёма огромного потока туристов, а их уже в следующем году собираются привезти почти 1,5 миллиона человек, потребуются гостиницы, дополнительные учреждения общепита, предприятия по производству сувенирной продукции. Словом, различные элементы инфраструктуры, без которых туризм немыслим. Кроме того, этот вид бизнеса считается одним из самых рентабельных в мире. Один вложенный рубль при благоприятном раскладе приносит 6 рублей прибыли. Высокая доходность отрасли, в свою очередь, позволяет государству получать очень хорошие налоговые отчисления. На Кипре, к примеру, въездной туризм формирует бюджет страны более чем на 20 процентов.
"Мы не рабы"
ОДНАКО, по мнению представителей областной власти, есть одно очень серьёзное препятствие на пути реализации областного тур-проекта. И связано оно не с нехваткой денег и не с тем, что наши "даровитые" чиновники среднего и низшего звена способны запороть любое хорошее начинание. Главная причина - в менталитете людей.
- Когда я разговаривал с мэром Глазго, - поделился своими опасениями Денис Лабуза, - он сказал, что самое сложное - заставить широкие слои населения поверить в то, что им нужно в этом участвовать... Самой большой трудностью было то, что люди говорили: "Я не буду обслугой". Это очень знакомо русскому человеку. Нам 70 лет внушали, что хорошее обслуживание - это очень плохо, потому что мы не рабы... Самое сложное, по словам мэра Глазго, когда люди говорили: "Я строил самые замечательные корабли в мире (а Глазго - это большой портовый город. - Авт.) и никогда не буду работать в кафе или гостинице. Это ниже моего достоинства - делать, чтобы другому человеку было хорошо".
Что ж, в этих словах есть некоторая доля истины. В России всегда подспудно испытывали большее уважение к пролетарию, чем к служащему. И понятно почему. Продукты труда первого осязаемы, зримы, тогда как второй предоставляет в известном смысле "эфемерную" услугу. Но всё же думается, что русские переступят этот принцип без особого труда. Всё-таки, как ни крути, мы куда менее консервативны, чем англичане.