Сколько лет прошло с той страшной трагедии, а до сих пор у каждого из нас сдавит сердце, как подумаешь о ребятах. Таких разных людей на веки соединила одна судьба, одна лодка.
Старший мичман Евгений Горбунов из Заволжья, служил техником-дизелистом в боевой части № 5 «Курска» (К-141). Там и погиб. Ему было всего 36 лет…
- Отец любил брать меня с собой на охоту, - вспоминает сын Евгения Горбунова Алексей. - Первый раз мы с ним отправились пострелять по банкам, когда мне было лет 5. Это был такой радостный момент. Отец мне оружие доверял!
И сколько ещё таких радостных моментов было в жизни семьи Горбуновых. С семейных фотографий смотрит влюблённая улыбчивая пара, Евгений и Ирина, их счастливые дети - мальчик и девочка.
В Горьком Евгений Горбунов окончил речное училище.
- У него душа лежала к воде, к флоту. В этом была своя романтика, - говорит Алексей. - Моя мама тоже родом из Заволжья, приехала в Горький учиться в медицинский колледж. Здесь они и познакомились, поженились. Когда отец окончил училище, ходил по Волге. Мама работала с ним коком. Потом родились мы с сестрой.
Глава семейства подписал контракт и уехал работать в Мурманск. Сначала служил на сторожевом корабле ПМ, а затем перешёл на «Курск».
Лихие и сумбурные 90-е годы изменили жизнь всех россиян, многим пришлось бросить работу, сменить вид деятельности. Но Евгений с флота не ушёл.
- Конечно, были трудности. Мы жили в маленьком посёлке Видяево, где население - не более 5000 человек. Погодные условия там были достаточно суровыми. Отец часто уходил в плавания месяца на три. Но работу не бросил. Наверное, это и называется преданностью Родине, - считает Горбунов-младший.
- Отец приезжал из походов и рассказывал много интересного, - говорит Алексей. - После учений осенью 1999 года они подходили к берегам Америки. Встретили иностранную лодку, пришлось залечь на дно. Приключения! Меня отец водил несколько раз на сам «Курск». Лодка была огромная, 10 отсеков. Я был на спуске «Курска» в Северодвинске в 1994 году. Поразительно! Испытываешь чувство гордости, когда видишь такую махину. В перископ посмотреть разрешали… Сохранились любительские видеозаписи, как моряки в автономке развлекаются - на гитаре играют, шутят.
Когда подводники возвращались из похода, каждый раз на пирсе их встречали всем посёлком как героев, по морскому обычаю - жареным поросёнком и хлебом-солью.
- Я гордился моим отцом! Мы все понимали, кто наши родители. А когда приезжал на каникулы к бабушке в Заволжье, ребятам хвастался, что мой отец подводник и что я был на большой подводной лодке, - вспоминает Алексей.
Его отец Евгений всегда был лидером, в любой ситуации знал что делать. И он гордился «Курском».
- Он был отличным человеком! У него было много друзей. Часто собирались семьями, с детьми. Он всегда был в центре внимания. Мама его поддерживала, гордилась мужем, - рассказывает сын.
Последний рейс атомохода «Курск» - учения, которые окончились трагедией.
- Я узнал о случившемся 12 августа на каникулах в Заволжье. Отец побыл немножко с нами и уехал в рейс. Вдруг по радио на кухне я слышу: в Баренцевом море терпит бедствие подводная лодка. И я всё понял…
Вспоминать о тех минутах Алексей не может до сих пор. Слишком тяжело.
- Мне пришлось очень быстро повзрослеть. Теперь жизнь делится на «до» и «после».
Версий гибели лодки было много. Но ни одна из них не сможет успокоить ноющую боль в душе близких.
- Окончательной причины гибели «Курска» так и не установили. При подъёме носовую часть лодки спилили. А то, что могло рассказать о реальных причинах, осталось на дне, - говорит сын.
Евгений Горбунов был похоронен в октябре 2001 года в Марьиной роще. Награждён орденом Мужества (посмертно).
Погибшие моряки были причислены к лику местно-чтимых святых как принявшие мученическую смерть. Иконы появились в годовщину гибели «Курска».
- Когда было особенно трудно, мне мама сказала: «Если надо, ты попроси!» И отец мне помогает, - говорит Алексей.
Смотрите также:
- Уступить, понять, принять! Как сохранить любовь, советуют семейные пары →
- В своих интересах. Семья важнее увлечений →
- Как дожить до золотой свадьбы →