Остров смерти. Где находится «Нижегородская Голгофа»?

Страшные события, произошедшие на одном из волжских островов – часть истории огромной страны и повод для размышления потомкам.  В сентябре 1918 года, 99 лет назад, в России начался «красный террор».

   
   

Заложники большевиков

Мочальный остров находится на борской стороне Волги, напротив Чкаловской лестницы. Многие нижегородцы и гости нашего города даже не подозревают, что этот непримечательный кусок земли посреди волжских вод вошёл в историю как «Нижегородская Голгофа» - место массовой казни невинных жертв «красного террора».

Сами революционные события 1917 года и последующая смена государственной власти в нашем регионе прошли относительно спокойно: не было ни массовых выступлений, ни крупных вооруженных столкновений.

«Чистки» начались годом позже. 18 августа (31 августа по новому стилю) 1918 года на Мочальном острове были расстреляны военнослужащие, предприниматели, чиновники, священнослужители. Всего 41 человек…

«Расстрел на Мочальном острове – это акт возмездия новой власти за покушение на Ленина и убийство председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого, произошедшего днём ранее, - рассказывает краевед, церковный историк Ольга Дёгтева. - То есть вполне узаконенное центром действо... На тот момент в нижегородских тюрьмах сидело много представителей интеллигенции, купечества, кадровых военных. Люди были арестованы, но конкретных обвинений им не предъявляи. С кого-то требовали денежное вознаграждение за свободу, кого-то держали, чтобы он своим авторитетом не расшатывал народные массы. Эти узники фактически были заложниками большевиков».

Ольга Дёгтева считает, что Мочальный остров был выбран местом массовой казни, поскольку находится в отдалении от города. Нижегородцы явно не были готовы к такому показательному акту жестокости новой власти, и надо было сотворить его в обстановке относительной секретности. Правда, спустя несколько дней на страницах газеты «Рабоче-крестьянский Нижегородский листок» выходит статья «Довольно слов», где сообщается о массовом расстреле по решению ЧК всех контрреволюционеров. Это как бы было предупреждение большевиков: «Бойтесь нас!».

   
   

Заживо служили панихиду

Среди расстрелянных на Мочальном острове 18 августа 1918 года был настоятель Оранского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Августин (Пятницкий) Обстоятельства его трагической смерти хранит личный дневник насельника Оранского мужского монастыря иеромонаха Алексия (Воскресенского). По сути, сегодня это единственное документальное доказательство, что невинных заложников новой власти казнили именно на Мочальном острове.

«…Местом казни назначен был «мочальный остров», - пишет иеромонах Алексий. – лежащий вниз по течению Волги. На рассвете 18/31 августа все обречённые на смерть посажены были на пароход, двинувшийся к роковому месту. Все несчастные были в приподнятом настроении, оживлённо беседуя между собою, и выражая друг другу уверенность, что умирают за истину. Они даже служили по себе заживо панихиду. По прибытии на остров все обречённые на смерть были расставлены, как это требовалось. Архимандрит Августин стоял бодро, бесстрашно смотря на красноармейцев, готовившихся дать залп. И он раздался, но архимандрит продолжал стоять, его повторили и во второй раз и в третий раз, но, к удивлению всех, он всё ещё продолжал стоять, и только после четвёртого залпа пал мёртвым и был красноармейцами погребён или, точнее, только присыпан землёю с другими своими товарищами по смерти настолько небрежно, что жители сл. Старых Печёр впоследствии сами должны были засыпать землёю общую могилу убиенных…».

В ночь с 6 на 7 ноября 1918 года, предположительно в саду при доме ЧК, сразу после заседания военно-революционного трибунала были расстреляны настоятель Печерского монастыря, временно управляющий Нижегородской епархией епископ Лаврентий (Князев), настоятель кафедрального Спасопреображенского собора протоиерей Алексей Порфирьев и предводитель Нижегородского дворянства Алексей Нейдгардт. Их тела также были переправлены на Мочальный остров и сброшены там в Волгу. 

Языком цифр
20 765 человек расстреляно на Бутовском полигоне в Москве во времена «Большого террора» в 1937-1938 гг. Около 45 тыс. жертв сталинских репрессий 1937-1953 гг. захоронено на Левашовском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге. 9691 человек репрессирован в Горьковской области к 4 февраля 1938 года, из них расстреляно – 3987 человек.

Волга стала братской могилой для многих нижегородских священников, погибших от рук большевиков. Например, сохранились воспоминания о трагической гибели настоятеля церкви в селе Бармино Лысковского района. Тело батюшки местные жители выловили из реки и буквально на руках принесли в храм, а после похоронили около церкви.

Тайные казни

В интернете много исторических справок, посвящённых Мочальному острову. В них, как и на страницах СМИ, упоминается, что здесь проводились массовые расстрелы, и число их жертв доходило якобы до 5 тыс. человек.

Фото: АиФ

По мнению экспертов, эти цифры не просто преувеличены - они просто абсурдны. Ольга Дёгтева убеждена: сегодня достоверно известно только о 41-й жертве расстрела на Мочальном острове. Массовые репрессий затронули нашу губернию в 30-е годы прошлого века. Расстреливали жертв «красного террора» на закрытых полигонах за пределами города или на территории Горьковской тюрьмы. На территории острова просто невозможно похоронить несколько тысяч убитых.

Сбросить столько тел в Волгу тоже было нельзя. Из реки брали воду для питья и бытовых нужд - это могло спровоцировать страшную эпидемию. Также, если принять версию с тысячами расстрелянных на Мочальном острове, то берега Волги должны были бы быть усеяны трупами, но таких ужасов вспомнить никто из современников тех событий не может.

Кроме того, согласно указу 1937-го года, приведение в исполнение смертных приговоров НКВД должно было носить тайный характер. Через Мочальный остров проходила паромная переправа, люди ходили туда заготавливать лыко, рыбачить. Даже капусту там сажали! Трудно представить, что столь людное место выбрали для массовых казней.

Ежегодно в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии все, кому дорога память о невинных жертвах «красного террора», отправляются на Мочальный остров, чтобы во время панихиды почтить их память.

Сегодня на острове стоит поклонный крест. Есть планы, возвести на «Нижегородской Голгофе» храм.

«Однажды я спросила у одного священника, а кто же они такие - новомученики и исповедники российские? – вспоминает Ольга Дёгтева. - Он подумал и ответил: «Это самое большое богатство нашей страны!». Не нефть, не газ... Память об их подвиге – это фундамент, на котором может духовно развиваться русский народ». 

Лихое место
Старое название Мочального острова – Рожнов. Во времена царской России здесь в тёплое время года прятались от преследования полиции бродяги, воры, беглые каторжники. Так продолжалось вплоть до второй половины XIX века, когда для нужд Нижегородской ярмарки на острове построили склады для мочала, рогож и кулей. И он стал Мочальным.

Смотрите также: