В 1929 году в Горьком родилась конструкторская школа автозавода. Она выросла в Объединённый инженерный центр (ОИЦ) «Группы ГАЗ» - один из крупнейших в России.
От каретных дел – к 3D-проектам
Горьковские автомобили – живая история огромной страны. Передовые инженеры всегда опережали время – только так и можно создать символ эпохи. Легендарная полуторка ГАЗ-АА – машина, которой поставили памятник; «эмка», «Победа», «ЗИМ» и «Чайка» для первых лиц государства, «Волга» - мечта советского человека… Всё это было придумали, начертили, собрали – словом, сотворили в нашем городе.
- В прошлые годы разработка узлов кузова велась на огромных шестиметровых плазах, все детали вычерчивали в натуральную величину вручную. Уровень разработки мало чем отличался от каретных дел, - вспоминает главный конструктор кузовов в 1986-1995 гг. Рудольф Шкапин. – Ошибки часами исправляли с помощью ведра воды и шлифовальной шкурки…
Сегодня в это почти невозможно поверить – спустя пару десятилетий здешним инженерам, работающим уже на все производственные площадки огромной группы компаний, служат лучшие мировые автомобильные практики и передовые технологии. В центре создают инновационную среду для талантливых студентов и молодых учёных и, значит, производят продукт будущего. Ликинские электробусы уже идут по улицам Москвы, а беспилотные авто - не фантастика, а реальность. Реальность, воплощённая всё той же конструкторской школой.
Рождение легенды
Особая страница в жизни инженерного центра – современная уже полуторка «ГАЗель», движущая сила малого и среднего бизнеса. У неё тоже юбилей – четверть века. Нынешние руководители инженерного центра молодыми специалистами воочию наблюдали рождение легенды.
- Я пришёл на завод студентом-дипломником, когда первая серийная «ГАЗель» готовилась к производству, - вспоминает директор по планированию продукта Олег Филимонов. - Она показалась мне не автомобилем, а настоящим космическим кораблем. Это была любовь с первого взгляда, прорыв в отечественном автомобилестроении, такого еще никто не делал в нашей стране. Можно было искать сходство с зарубежными марками, но тем, кто действительно понимает в автомобильном дизайне, было ясно, что это уникальная машина.
Как рассказывают инженеры, проще всего тогда было взять иностранную платформу и «посадить» на неё свой кузов. Второй вариант – с нуля разработать собственный продукт. Автогигант пошёл по этому непростому пути. И оказался прав.
Семейство «ГАЗель» менялось, переживало рестайлинг, обретало новые, повышенные потребительские характеристики и слово NEXT в названии.
Вне всякого сомнения, легендарный продукт с честью пройдёт – проедет - и нынешние непростые времена, меняясь только к лучшему. Потому что инженерный центр, мозг всего автогиганта, непрерывно думает о будущем.
Мнение
Генеральный директор ОИЦ Владимир Четвериков:
- За что мы боремся сегодня? За будущее - молодых инженеров и новые собственные продукты. Стараемся воспитывать людей, которые продолжат развитие линейки NEXT. Это и есть наша добавленная стоимость и интеллектуальная собственность. Российский автопром серьёзно интегрирован в международный, но наши традиционные рынки имеют своего потребителя и, конечно, свои законы. Наш грузовик должны проектировать наши конструкторы.
Смотрите также:
- Легенды и современность. Фестиваль ретро-машин стартовал от проходной ГАЗа →
- Крылатые корабли. Без каких изобретений нельзя представить современность →
- От машины до чайника. Олег Фролов — о промышленном дизайне в СССР →