Заместитель гендиректора «ЛУКОЙЛ-Волга-нефтепродукт» Даниил Смирнов:

   
   

- Первая причина - это сезонный фактор. В теплое время года потребление нефтепродуктов, а значит, и спрос на них, существенно возрастают. Это связано с активизацией сельскохозяйственных работ, а также с ростом интенсивности автомобильного движения. Рост цен на автобензины в этот период происходил и будет происходить всегда, но, к счастью, это фактор временный.

В качестве второй причины нельзя не отметить существенный рост цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках. Однако влияние этого фактора разнится в зависимости от видов нефтепродуктов. Чем более продукт ориентирован на экспорт, тем большее влияние на цену оказывает этот фактор.

Третья причина - это скачкообразный рост спроса на высокооктановые бензины в связи с небывалым ростом автопарка. Рост продаж иностранных автомобилей в России стимулирует спрос на высококачественный высокооктановый бензин.

Четвертая: в то время, когда весь мир активно переходит с бензиновых двигателей на более экономичные и экологически чистые дизельные, у нас в стране сложилось общественное мнение, в соответствии с которым покупать дорогую иномарку с дизельным двигателем у нас не престижно. Поэтому в структуре автопарка страны доля автомобилей, потребляющих высокооктановые бензины, растет.

Нефтяные компании у всех на виду - трудно не заметить изменения цен на нефтепродукты, когда ежедневно проезжаешь мимо автозаправок. Для рядового гражданина гораздо менее заметен рост цен на промышленную продукцию, например, на металл, а ведь заводов, его выпускающих, в стране на порядок меньше, чем заводов нефтеперерабатывающих. Необходимо понимать, что рост цен на промышленную продукцию ведет к росту затрат, особенно в таком фондоемком производстве, как добыча и переработка нефти.

Повышение цен на сырье является характерным признаком на протяжении уже нескольких лет. При постоянном росте стоимости сырья это означает лишь одно – заводы будут вынуждены поднимать отпускные цены на свою продукцию, в противном случае они станут работать себе в убыток. Иных вариантов жесткие экономические законы просто не оставляют. Также одной из причин роста цен на бензин является и рост тарифов на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом и по трубопроводным сетям. Тарифы растут.

   
   

Масштаб внутренних цен на нефтепродукты зависит от налоговой политики государства. Если налоги в Европе составляют до 70-80% розничной стоимости одного литра бензина, то в США они находятся в пределах 30-40%. В России налоги составляют от 50-60% от розничной стоимости. При падении цен на нефть на мировом рынке произойдет снижение оптовых цен внутри России.

Причина высоких цен на бензин кроется в существенной налоговой нагрузке на отрасль. Так, по оценкам Минпромэнерго, структура цен на бензин более чем наполовину состоит из налогов (8% дает НДПИ, 10% – налог на прибыль, 15% – НДС, 20% – акцизы). Получается, что, заправляясь, россияне половину суммы кладут в казну. Существующая система налогообложения, направленная на изъятие сверхдоходов от нефтедобычи в условиях высоких мировых цен на нефть, выгодна в первую очередь бюджету.

Сейчас налоги составляют порядка 60 % в стоимости бензина.

Экономисты утверждают, что рост цен на бензин вряд ли существенно отразится на инфляции. Доля бензина в потребительской корзине составляет порядка 2%. Рост цен на него может сказаться на инфляции через рост издержек, например, на транспортировку. Есть некий миф о серьезном влиянии цен на бензин на макроэкономику в целом. Рост цен на бензин, конечно, скажется на инфляции в следующем году, когда будут формироваться цены на сельхозсырье. Аграрии, пересчитывая свои цены, закладывают и рост цен на топливо предыдущего года. Но психологически этот факт увеличивает инфляционные ожидания.

Смотрите также: