Адмирал Ганрио. Легендарный подводник - о мечте и командном духе

В этом году Аркадию Викторовичу исполнится 90 лет, но у него отличная выправка, удивительное чувство юмора и хорошая память, позволяющая легко вспомнить свой путь по волнам длиною в жизнь.

   
   

Долгая дорога к морю

Cпрашиваю Аркадия Викторовича: когда у него появилась мечта стать моряком? Он весело отвечает: «Напишите, что я с этой мечтой родился». На свет будущий контр-адмирал появился в Ленинграде. Семья вслед за отцом, высокопоставленным инженером, вскоре переехала в Воронеж. Там жили до начала Великой Отечественной войны.

«22 июня 1941 года было воскресенье, - вспоминает Аркадий Викторович. - Накануне мы с ребятами договорились на велосипедах ехать купаться. А проснулись от сообщения, что началась война. Сразу бросились в военкомат - записываться на фронт. Военком остудил наш пыл, сказал: «Вам ещё 16 нет! Гуляйте!» Мы все тут же «разбежались» по предприятиям. Я пошёл на радиозавод, где отец в то время был главным инженером».

Потом предприятие эвакуировали в Новосибирск. Аркадий, получив бронь, три года работал градуировщиком, не теряя надежды уехать на фронт.

В мае 1943 года на завод приехали офицеры набирать добровольцев на флот. Ганрио взяли. Дальше была дорога через всю Россию во Владивосток и долгожданная учёба в Тихоокеанском высшем военно-морском училище.

В сентябре 1945 года курсантов традиционно отправляют на практику на корабли амурской военной флотилии. Однажды, выстроив курс из 300 человек в шеренгу, им объявляют: «Корабли уходят в бой! Кто остаётся на кораблях, сделать шаг вперёд!» Шагнули все.

Их ждали камикадзе

С этого момента курсанты стали морской пехотой. Воевали курсанты на речном плоскодонном крейсере «Монитор». Шли до Харбина. По ходу движения подходили к какому-то местечку, вели артиллерийский обстрел, потом высаживались на берег и с криками «Ура! Вперёд!» шли в бой.

   
   

Ганрио вспоминает, как на оборонительной линии вдоль берега их ждали камикадзе. Японцы ставили большую канализационную трубу выходным отверстием вверх, пробивали в ней окно для пулемёта, сажали внутрь конструкции солдата, приковывали его цепью, и он отстреливался до последнего патрона.

Боевые посты на корабле были расписаны между курсантами. Аркадий Викторович служил в носовой башне главного калибра заместителем левого наводчика.

«Какими мы были морпехами? Хорошими! - считает Аркадий Ганрио. - Достаточно сказать, что у нас с курса никто не погиб. При советской власти ещё в школах было военное дело - на уроках мы стреляли, бросали гранаты, рыли окопы. Вот сейчас в России вновь ввели нормы ГТО. Это очень правильно! В моё время, если у тебя на груди не было значка ГТО, с тобой девчонки не общались».

Ганрио в море, на очередной торпедной стрельбе. Фото: АиФ

208 суток под водой

Когда кончилась война, курсанты вернулись с затянувшейся практики в училище во Владивосток. Доучившись три года, Аркадий Ганрио пришёл в отдел кадров и сказал, что хочет стать подводником.

«За время учёбы я побывал практически на всех видах кораблей ВМФ, - объясняет свой выбор контр-адмирал. - И понял: моё место - на подводной лодке. Быстро привык и к тесным помещениям, и к ощущению километров воды над головой. Начинал карьеру на небольшой дизельной подводке».

12 лет Ганрио прослужил на дизельных, 24 года - на атомных подлодках, защищая рубежи Родины. Вспоминает: когда служил командиром соединений атомных ракетных подводных лодок на Камчатке, у него в подчинении было семь подлодок. В любое время дня и ночи, по очереди, у них была чёткая цель - одна из американских военно-морских баз. Конечно, такая ответственная работа отнимала всё время. Аркадии Викторович подсчитал, что в 1970-м году он 208 суток провёл в море! В море узнавал о рождении дочерей, получал новые звания. Никогда не жаловался!

За годы службы вспоминает всего пару, как он сам говорит, неожиданно непривычных моментов. Однажды Ганрио, уже капитан первого ранга, много лет командовавший подводными лодками, получил назначение на Камчатку. На катере прибыл на пирс, где стояли соединения подводных лодок, с женой, ребёнком и вещами. А встречавший его начальник вдруг говорит: «Аркаша, вон лодка стоит - она тебя ждёт. Ей через полчаса в рейс. Не волнуйся, для семьи уже готова квартира, мы поможем расселиться». Ганрио без слов ушёл в двухмесячное плавание. Помнит, как только пришёл обратно, вышел на пирс и спросил у встречавших команду коллег: «Где жена-то живёт?»

Особые люди

А ещё на службе Ганрио… поседел. В 1958 году командовал дизельной подводной лодкой «Ленинец». Выполняли задание - удержать лодку на заданной глубине без хода. При погружении чуть не задели днищем подлодки каменное морское дно. А столкновение грозило бы разломом лодки и гибелью всего экипажа. Но катастрофы удалось избежать. Поднялись на поверхность, вышли на мостик, тут помощник и заметил, что Ганрио весь седой.

«Подводники - это военно-морская элита, - уверен Аркадий Викторович. - Человек должен быть настоящим патриотом, глубоким знатоком своего дела и кристально честным. Потому что если ты где-то ошибся и промолчал, могут погибнуть все! Ещё командный дух нужен. Вдруг пробоина, и в подводную лодку хлынула вода? Если кто-то не бросился закрывать собой эту пробоину, то он не наш! Я, кстати, за все годы службы двух вещей не видел: чтобы матросы танцевали танец «Яблочко» и чтобы на подводном флоте кто-то чего-то боялся».

В Горький Ганрио приехал на должность командира 104-й бригады строящихся подводных лодок при заводе «Красное Сормово». Оттуда по выслуге лет ушёл с военной на гражданскую службу, после - окончательно на пенсию. Сейчас, несмотря на возраст, Аркадий Викторович продолжает заниматься общественной работой в ветеранской организации военно-морского флота, встречается с детьми в школах и лицеях, рассказывает о своей удивительной судьбе.

«Работа способна выковать характер. Если всего себя посвящаешь любимому делу, то из тебя наверняка получится хороший морской офицер. А может - и контр-адмирал», - уверен Аркадий Ганрио.

Досье
Ганрио Аркадий Викторович родился 26 июня 1925 года в Ленинграде. Участник войны с Японией. В 1948-1971 гг. служил на подводных лодках Тихоокеанского флота. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды. Военную службу закончил контр-адмиралом.

Смотрите также: