Нижний Новгород, 9 января - АиФ-НН. Почему бы не отгулять Святки в городе? Главное - знать правила.
Три платка и балахон
К подбору выходного гардероба ряженые относятся очень ответственно. Местные модницы достают из сундуков старые сапоги, длинные балахоны и другие потёртые одеяния. Чем необычнее, тем круче. Приветствуется самый безудержный полёт воображения - например, старое бабушкино пальто, сверху - платье, а в завершении образа - шапка-ушанка или оригинальный головной убор из нескольких платков. Так могут одеться и женщины, и мужчины.
В некоторых сёлах, например, в селе Арапово Богородского района, ряженым обязательно по обычаю нужно закрыть лицо, оставив только щёлочки для глаз.
Что поём?
- На Нижегородчине встречаются два основных вида специальных святочных песен - колядки и таусени, - рассказывает музыковед-фольклорист Елена Тихомирова. - На юге области, в селе Лапша Первомайского района, зарегистрирован единственный случай пения виноградья («Как не ягодка красна») - вида святочных величальных песен, характерных для русского Севера - Архангельской, Вологодской и других областей.
Летом 2005 года в экспедиции в село Ильинское Краснобаковского района записан незафиксированный ранее вариант святочного поздравительного обряда, называемый информаторами «посулёнова просить». Выпрашивание «посулёнова» (то есть угощения у хозяев домов) своими корнями уходит, по-видимому, к древнему обряду требования обещанной жертвы в праздник Нового года. При этом выпрашивавшие мыслились посланниками божества, его представителями.
- В Ковернинском районе существует традиция заканчивать колядки стихами о Христе, - добавляет доктор филологических наук Клара Корепова. - В Починковском районе ряженые обязательно дополняют выступления фразой: «Не езди в орду, не служи королю, поезжай ты в Москву, служи нашему царю».
Однако знатоки колядок советуют подключить здоровую фантазию и сочинить самим незамысловатые четверостишия. Главное, чтобы смысл был ясен: сначала - прославление хозяев, а в конце - намёк на последствия, если те вдруг не окажут тёплого приёма.
Шалим не по-детски!
Ряженым разрешается похулиганить. Для этого у них есть железное оправдание - хозяева показались им неприветливыми и скупыми. В том же Арапове «разгневанные» колядующие могут перевязать верёвками все двери в квартиры на площадке в тамошних двухэтажных домах. О визите весёлой компании жильцы узнают только наутро, пытаясь вырваться на улицу.
Ронять поленницы там, где они есть, весёлые араповцы тоже считают в порядке вещей. А если ряженые застанут хозяйку за мытьём пола, то обязательно опрокинут ведро.
В селе Владимирском Воскресенского района ночью в домах, чьи хозяева как-то проштрафились перед колядующими, могут залить крылечко водой или засыпать дровами.
Но самая оригинальная святочная традиция была когда-то в Каменке того же Воскресенского района. Здесь у негостеприимных хозяев ряженые воруют со двора всё, что только можно унести. А на следующий день трофеи выставляли на продажу на импровизированном базаре за околицей. И местные жители вынуждены были выкупать своё добро. Сейчас в Каменке местных жителей наперечёт, так что особо не разгуляешься.
Воспитанные ряженые всегда предупреждают хозяев о возможных последствиях негостеприимности. Начать можно с самых безобидных. Например: «Не дадите пирога - корову уведём за рога».
Чувство юмора - обязательно
Если же вы всё-таки решитесь отвести душу и отправитесь колядовать, не забудьте запастись зерном. Старинная традиция гласит: ряженые должны посыпать хозяев зерном или рисом, чтобы весь новый год в их доме был достаток. А ещё нужно обязательно попросить «коровок» - так называлось печенье, которое готовили специально на Святки в русских деревнях.
И конечно, отправляясь в праздничный путь, вооружитесь чувством юмора. И тогда в любом доме вас примут как самых дорогих гостей.
Смотрите также:
- Проверено на себе. Исключив из рациона два продукта, можно избавиться от лишнего веса →
- Как провести Новый год, чтобы не было мучительно скучно →
- Домовина из колоды →