Такие результаты показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru.
Решиться на разговор с руководителем о повышении оклада непросто. Но часто бывает так, что нагрузка на работе растёт, повышается и рыночная стоимость специалиста, но компания не спешит повышать сотруднику оклад. И тогда работнику приходится самому идти к начальству с просьбой о повышении. Очевидно, что просьба эта должна быть грамотно обоснована – иначе отказа не миновать.
В целом с просьбой о повышении оплаты труда к начальству обращался 51% имеющих работу россиян, среди которых заметно больше мужчин (57% против 45% среди женщин). При этом более трети сотрудников (37%) аргументировали свою просьбу растущими должностными обязанностями.
Инфляцией и удорожанием жизни обосновывали просьбу о повышении оклада 14% сотрудников. Столько же (14%) убеждали начальство в неоспоримости своих заслуг и личного вклада в развитие компании.
В свою очередь 12% сотрудников в качестве аргумента приводили свои способности и опыт работы. Ещё 7% респондентов, идя «на ковёр» к руководству, упоминали среднерыночные зарплаты специалистов аналогичного профиля. Личными и профессиональными качествами объясняли свою просьбу 5% участников опроса, а 3% применяли неэтичный способ – прося о повышении, угрожали своим увольнением.
По 2% сотрудников сочли лучшим аргументом упоминание о более высоких зарплатах сослуживцев или же упирали на личные обстоятельства (к примеру, свадьба или рождение ребёнка). И лишь 1% респондентов мотивировал свою просьбу наличием хорошего образования.
Отметим, что, инициируя разговор о прибавке к зарплате, мужчины чаще аргументировали свою просьбу личным вкладом в процветание компании, а женщины – растущей ответственностью и профессиональными обязанностями.
Добиться повышения при этом сумели 68% сотрудников, обращавшихся к руководству с такой просьбой. При этом 30% получили тот оклад, к которому стремились, тогда как 38% респондентов, хотя и добились повышения, но в меньшем размере.
Ни с чем из кабинета руководителя ушли 29% сотрудников: «Мне не только не прибавили, но и урезали зарплату вдвое, после чего я ушла с этого места работы»; «Ответили, что обязательно поднимут, как только компания выйдет из кризиса».
С тактикой сотрудников согласны и руководители компаний, по мнению которых, прося о прибавке, работник в первую очередь должен говорить о собственных достижениях и ценности его труда для организации (32%).
Ещё 28% руководителей считают, что самый веский аргумент – это растущие объёмы работы и зона ответственности сотрудника. Способности и опыт работы специалиста считают наиболее важным моментом в разговоре о прибавке 17% руководителей, личные и профессиональные качества – 9%.
А вот приводить в пример среднерыночные зарплаты аналогичных специалистов считают эффективным методом только 6% руководителей. Самыми бесперспективными были названы такие аргументы, как удорожание жизни и угроза увольнением (по 2%), а также личные обстоятельства (1%).
Главной же ошибкой сотрудников, просящих об увеличении оклада, руководители (34%) назвали неправильную аргументацию, то есть неумение сотрудника грамотно объяснить руководству, почему он достоин повышения.
Ещё 16% руководителей уверены, что отказ в повышении зарплаты часто является результатом неверно выбранного сотрудником времени для столь важного разговора. Столько же начальников (16%) считают, что сотрудники нередко завышают свою значимость для компании: «Большие запросы…»
По 7% руководителей называют такие ошибки сотрудников, как отсутствие оснований для подобной просьбы («Когда нет результатов в работе»), неуверенность в своих силах («Делают это в пессимистично-жалостливом тоне…»), а также сам факт обращения к руководству с подобной просьбой: «Если тебе не повышают зарплату, то ты либо этого недостоин, либо работаешь не в той компании».
Грубым промахом работников, рассчитывающих на повышение, руководители (5%) назвали шантаж и угрозы увольнением, попытки ссылаться на зарплату коллег (3%) и неподготовленность к беседе с начальством (2%).
Ещё 14% руководителей считают, что причинами для отказа в повышении оклада могут быть заниженные требования («Мало просят»), назойливость, а также непонимание сотрудниками того, «что они могут дать организации за дополнительные деньги».
Смотрите также:
- Поработали - и хватит? Как кризис влияет на рынок труда в регионе →
- Размер имеет значение →
- Пора менять законы →