Ведущий солист нижегородского театра оперы и балета Василий КОЗЛОВ называет себя простым работягой. Независимо от того, выступает он перед родным зрителем или танцует на зарубежной сцене...
Китайская любовь к классике
- Оперный - практически единственный театр в Нижнем Новгороде, который так часто ездит на зарубежные гастроли. Буквально недавно балетная труппа театра вернулась из Китая. Вы бываете там регулярно. Так часто зовут?
- Китайцы любят русский балет, особенно классические произведения. Они ценят наши балетные традиции. Поэтому и приглашают. Вообще-то мы ездим на зарубежные гастроли всего два раза в год. Всё-таки труппа у нас небольшая, по сравнению, к примеру, с московскими или питерскими театрами, которые могут себе позволить одну часть артистов отправлять на гастроли, другую оставлять «тянуть» репертуар. Наш театр вынужден совмещать эти две задачи. Балетную труппу в 50 человек (вместе с кордебалетом) сложно разделить на два полноценных коллектива. Что говорить, только в «Лебедином озере» принимают участие больше 40 человек. Кстати, этот спектакль на наших гастролях один из главных. Китайский зритель его обожает. Это классика жанра. Причём в страну приезжают разные театры со своими интерпретациями этого произведения. И люди с удовольствием их смотрят.
Кроме того, в этот раз мне удалось съездить на гастроли с Московским академическим детским музыкальным театром им. Н.И. Сац. Они увидели мою работу в Китае и пригласили выступить вместе с ними.
- Какие условия для артистов предоставляют в Поднебесной?
- На самом деле гастроли - это тяжёлый труд. К труппе предъявляют высокие требования. К примеру, спектакль начинается в 8 часов вечера. Примерно за шесть часов до начала балета мы уже в театре - репетируем. Остаётся время только на то, чтобы переодеться, загримироваться - и на сцену. На зимних гастролях в Китае мы работали вообще в жёстких условиях. Спектакли начинались поздно, в 12 ночи мы были в гостинице, в 3 часа вставали и уже ехали в аэропорт. В другом городе три часа спим и едем в театр. Отдыхаем только, когда монтировочная группа собирает декорации. И так на протяжении всех гастролей.
Я считаю, что в любом случае нужно работать с полной отдачей. Пусть на гастролях каждый день спектакль. Ты всё равно должен думать о качестве, как лучше преподнести образ, где какие должны быть эмоции. Как бы тяжело тебе ни было выходить на сцену, ты не должен этого показывать. Танцевать нужно легко, как будто тебе это ничего не стоит. Это 70 процентов успеха.
Жизнь после театра
- Ты сейчас находишься на пике карьеры. Но нельзя не думать о том, что будет дальше…
- Недавно по телевидению рассказывали о тяжёлой судьбе ранее известной актрисы, которая сейчас живёт за чертой бедности. Ведь у нас много таких актёров, достаточно успешных, с деньгами, известностью. Ими все восхищаются. Они прожигают жизнь. И вдруг…слава заканчивается в один момент. И люди остаются за гранью нищеты, потому что не думали о будущем, как будут работать после театра. Особенно это актуально у нас, потому что век артиста балета не так долог.
- Несколько лет назад ты закончил Волго-Вятскую академию госслужбы. Теперь помимо диплома театрального училища есть специальность государственного и муниципального управленца. Это с прицелом на будущее?
- Можно и так сказать. Хотя было тяжело совмещать учёбу с театром. Сессии попадали на гастроли, занятия - на репетиции. Приходилось сдавать досрочно. И пусть я ещё долго не планирую заканчивать карьеру артиста балета, но моя вторая профессия даёт возможность в будущем, после завершения моей основной работы, оставаться в театре. Кроме того, можно преподавать.
На самом деле я готов браться за любую достойную работу, хоть на стройплощадке (улыбается). Я работал и в модельном бизнесе, и успел поработать педагогом в родном Нижегородском театральном училище. 24 июня ребята, с которыми я занимался, хорошо сдали выпускные экзамены и уже устроились в наш театр.
«Прелести» старой сцены
- Последние несколько лет одной из животрепещущих тем остаётся строительство нового оперного театра. Пока идут споры о месте возведения нового здания, артистам ничего больше не остаётся, как работать на старой сцене, а зрителям - довольствоваться условиями бывшего народного дома.
- Я согласен, что новое здание театра оперы и балета просто необходимо. Дом уже ветхий, деревянные перекрытия постепенно приходят в негодность, осыпается штукатурка. Каждый год пожарный надзор намеревается его закрыть. Руководство, конечно, старается выполнять и предписания пожарных, и ремонтировать здание. Но это, к сожалению, не решит проблемы. Для полноценной работы и сцена должна быть больше, и гримёрки просторнее, потому что количество человек в труппе не соответствует количеству комнат. А больше нынешнее здание просто не позволяет сделать. Сам зал неудобен для зрителя. Он должен быть полукруглым амфитеатром, с понижением уровня рядов по направлению к сцене, чтобы у зрителя был обзор. А у нас зал практически ровный. Артисты же на себе чувствуют недостатки сцены. Недостаточно места за кулисами. Сама сцена небольшая, не подходит для масштабных спектаклей. Её уже циклевать бесполезно. Вся неровная, шероховатая, с ярко выделяющимися люками… Больше полутора лет идут споры по поводу нового оперного, и мы всё ещё работаем в старых условиях.
Голодовка - не метод
- Прошедший театральный сезон в Нижнем Новгороде был ознаменован серьёзным конфликтом в ТЮЗе. Бастующие против нового художественного руководителя артисты организовали голодовку. Оперный пережил 4 года назад подобный скандал после увольнения тогдашнего главного балетмейстера. Как ты можешь оценить поведение коллег в этой ситуации?
- Если честно, я не переживал тот конфликт в нашем театре. Я довольно спокойно к нему отнёсся, как и большая часть труппы.
Я думаю, голодовка - не метод борьбы с директором или худруком. Когда уволили главного балетмейстера в нашем театре, тоже кричали, что уволилась половина труппы. На самом деле ушло всего 9 человек. Тогда они сорвали спектакль в знак протеста. Нельзя сказать, что их увольняли. Но они для себя решили, что неприлично оставаться после этого в театре. Ребята молодыми были. Надеялись на то, что балетмейстер поможет в дальнейшем. А сейчас выясняется, что остались в балете только несколько человек. В результате зря бунтовали. Работать надо!
СПРАВКА
Василий Козлов – ведущий солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета. Лауреат премии «Нижегородская жемчужина». В 2001 году окончил хореографическое отделение Нижегородского театрального училища (класс педагога – заслуженного артиста России С. В Куракина). С 2000 года работает в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина в качестве артиста балета.
Дебют - Юноша в балете «Шопениана».
Репертуар:
Зигфрид, Ротбарт, Па де труа («Лебединое озеро» П. Чайковского), Принц, Дроссельмейер («Щелкунчик» П. Чайковского), Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского), Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Альберт, Ганс, («Жизель» А. Адана), Пер Гюнт («Пер Гюнт» Э. Грига), Шахрияр («Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова), Казанова («Лики любви, или Казанова» на музыку Т. Альбинони, Л. Бетховена, А. Вивальди, В.А. Моцарта), Зорба («Сиртаки»), Феб («Эсмеральда» Ц. Пуни), Мефистофель («Мефистофель» Ш. Гуно - В. Кондрусевича), Тибальд («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), Куман («Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина).
В составе балетной труппы театра гастролировал в Италии, Испании, Китае, США.
Смотрите также:
- Анна Ермакова - о пушкинском наследии и уважении к публике →
- Музыка на слова. Артём Варгафтик о классике и попсе →
- Нижегородская балерина покорила Америку →