«Вторая волна» кризиса оказалась политической

   
   

За годы экономического спада в мире и особенно странах периферии накопилось множество социальных проблем. 2011 год обещает стать временем перерастания их в массовые политические выступления и революции.

После стремительного спада второй половины 2008 года правительства мира смогли добиться стабилизации. В 2009 году произошло оживление финансовых и сырьевых рынков планеты. «2010 год принес новый рост спекулятивной активности. Цены на нефть и продовольствие в мире поднялись.

Правительства отчитались о росте ВВП, а крупнейшие банки — о хорошей прибыли. При этом экономический кризис не был остановлен: реальные доходы большинства жителей планеты падали. Особенно сильно это ощущалось с странах периферии: материальное положение трудящихся здесь оказалось чрезвычайно тяжелым, а многие рабочие-эмигранты вернулись на родину», - отмечает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Фактически в «третьем мире» социальный кризис принял к началу 2011 года наиболее острую форму. Огромное значение приобрела проблема дороговизны пищи.

Социальный кризис 2009-2010 годов породил восстания в Тунисе, Египте, Йемене и Алжире. «Происходящие сейчас в Египте и Тунисе события являются, возможно, первой народной революцией на арабском Востоке. Экономическое крушение неолиберализма породило массовое социальное движение, поставившее под вопрос не только правящие режимы, но и претензии исламистских партий на то, чтобы выступать от имени обездоленных низов», - говорит Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. По его словам, в организации египетских выступлений такие религиозные правые силы как «Братья мусульмане» не играют заметной роли. Движение носит стихийный и в огромной мере светский характер.

Рост цен на продовольствие и услуги, высокая безработица и падение доходов лишили десятки миллионов трудящихся арабского Востока выбора. Полицейский произвол стал намного более заметен, чем до кризиса. Дефицит общественных свобод, а также репрессии в отношении профсоюзных и политических активистов начали вызывать всеобщее возмущение. «От презрительного отношения к власти население перешло к ненависти, справедливо возлагая на нее ответственность за свои материальные затруднения. Важно и то, что прежде чем люди вышли на улицы требовать политических перемен, изменения произошли в их сознании. Они поняли, что другого пути для них нет», - полагаетАнна Очкина, руководительЦентра социального анализа ИГСО. В условиях когда трудящиеся стран арабского Востока не могут дальше покрывать все возрастающих расходов, свержение власти стало единственной альтернативой. Без этого шага невозможно ни преодоление кризиса, ни обсуждение проблем.

В январе 2011 года массовые выступления произошли сразу в нескольких арабских странах. Волнения имели место в Йемене, Египте, Тунисе, Иордании и Алжире. В Тунисе революционное восстание 14 января свергло правительство. Диктатор Зина эль-Абидина Бен Али бежал в Саудовскую Аравию захвати с собой 1,5 тонны золота. В Египте народное движение вынудило Хосни Мубарока, занимающего пост президента с 1981 года, распустить правительство. Это не остановило массовое протестное движение, разворачивающееся под лозунгом «Хлеба и свободы!». Власть пошла на вооруженное подавление народного восстания. Позиция противников диктаторского режима выразилась в словах одного активиста: «Пуль и танков мы не боимся. Они видели наши лица. И нас все равно всех убьют, если Мубарок победит».

Смотрите также: