Титулы и звания Рустама Ибрагимбекова можно перечислять долго. Он единственный человек в стране, получивший 4 госпремии. Входит в Американскую академию киноискусства (коллеги шутят: «Кому нужен «Оскар» - это к нему»).
Рустам Ибрагимович приехал в Нижний - из любви к нашему городу, к кино и к своей пьесе «Последний поединок Ивана Бунина». Её недавно поставили в Нижегородском театре драмы. Автора пригласили на премьеру.
Покаяние перед «милой старушкой»
- Рустам Ибрагимович, режиссёр спектакля Карен Нерсисян рассказывал, что просил вашего благословения на нижегородскую постановку о последней любви великого писателя. Как вы отнеслись к тому, что молодой режиссёр хочет поставить вашу пьесу?
- Я очень рад! Карен - это тот образец лица кавказской национальности, который можно показывать на любой выставке интеллигентных людей. Умный, образованный, красивый, с хорошими театральным идеями. Поэтому я его с радостью благословил на работу в Нижнем. Сам поставил эту пьесу в Баку, играют её и в Москве. Правда, канал «Культура» отказался показать этот спектакль - якобы россияне могут возмутиться образом Бунина (постановка - о любви великого писателя к эмигрантке азербайджанского происхождения, писательнице Ум-Эль Банин. - Ред.). Хотя после фильма Алексея Учителя «Дневник его жены» ничем новым о писателе уже не удивить. Нижегородский спектакль меня порадовал высокой театральной культурой. Спектакль идёт уже год, зрителей каждый раз много - это хороший показатель.
- Как в вашей жизни появилась Банин?
- Это абсолютно документальная история - пьеса создана из разных произведений Ум-Эль Банин. Так я искупал свою вину перед этой женщиной. Я познакомился с ней много лет назад в Париже. Но книг её мы не читали, всё было на французском. А во мне жило советское высокомерие: все самые значительные произведения в мире уже переведены на русский. И я к Банин отнёсся крайне снисходительно: милая старушка. А когда прочитал в переводе моей ученицы две её книги, был поражён! А когда мне попалась повесть, где рассказаны эпизоды из жизни Бунина, о которых никто не знал... Только благодаря появлению этих произведений в полное собрание сочинений Бунина была включена его переписка с Банин.
Поплескаться и понырять
- Сейчас любят делить кино на элитарное, глубокое и массовый полуфабрикат. Вам удавалось создавать порой глубокие сюжеты для широкой публики, они пережили не одно десятилетие...
- Я трезво оцениваю свои способности. И могу сказать: мне чуждо высоколобие - делаю фильмы для себя и близких, на остальное мне наплевать. Я всегда старался развивать российские традиции киносценария. У нас к сценарию относились как к литературе (а для американцев это полуфабрикат). С моей точки зрения, сценарий должен быть многослойным. Как море: мелководье - для желающих плескаться у берега, а для хорошо плавающих - глубины.
Должен быть доступный, интересный, увлекательный пласт для самого массового зрителя. С другой стороны, нужны пласты для людей глубоких, умных, ныряющих в суть произведения. Мы знаем много таких на первый взгляд простых фильмов. Например, почему «Белое солнце пустыни» выдержало испытание временем?
На наших глазах произошло крушение социалистического строя. Герой картины действует во время революции. Казалось бы, она должна уйти с экранов в новом времени. Но ведь Сухов никакого отношения к идеологии не имел. Это история порядочного героя, который в сложных обстоятельствах сумел сохранить в себе человека. Правда, в некоторых республиках в своё время писали, что это история завоевателя, который приехал на Восток установить свои правила. А ведь сценарий заканчивался иронично: «Сухов встретил свой гарем - дружную бригаду цементщиц, трудившихся на строительстве в голодной степи».
Решают прокатчики
- Как вы оцениваете состояние современного кино?
- Мы достигли дна. И пора выбираться. Появляются новые фильмы, идёт новое поколение, на которое основная надежда. Но пока мы не имеем достаточного количества кинотеатров, которые будут специализироваться не только на выкачивании денег. К примеру, в кинотеатре, где мы беседуем, - только 30% фильмов не американские и менее 10% - росссийские. Это естественно: американцы стабильно выдают продукцию, которая нравится зрителю. Они могут обеспечить любые кинотеатры. А строить площадку под 5-6 фильмов, которые снимаются в России в год, нет смысла. Разрушена связь между прокатом и производством. К сожалению, сейчас решают всё не те, кто создаёт кино, не те, кто смотрит, а прокатчики. А они заинтересованы только в заработке. Если есть интересная картина, но она не гарантирует прибыли, она будет отвергнута. Много хороших картин, которых в России никто не видел.
- Вы почётный гость I Международного интернет-фестиваля любительского кино «Золотая стрела», который пройдёт в Нижнем с 25 ноября. На ваш взгляд, какую роль в развитии кинематографа может сыграть Интернет, когда любой школьник может снять фильм на сотовый?
- Любительское кино - спасение для кинематографа. Хорошо, что такой инициативный и умелый человек, как нижегородец Владимир Седов, взялся за это дело. Раньше кино было индустрией. В СССР киностудии были только в республиках, имеющих свою государственность. Сейчас каждый из нас может снимать фильмы. Интернет-кино - это революция, способная взорвать прокатную систему. Начинается массовое движение в кино. Я потрясён, что именно в Нижнем решили объединить всё это в фестиваль. Важно, что В. Седов предлагает открыть в Нижнем киноклуб с курсами. Могу войти к нему в долю.
Кино должно быть разным - как литература: лёгкие жанры, беллетристика, серьёзное чтение. Но у читателя есть возможность выбирать, а у зрителя - нет. У каждого кино есть публика, только ей нужно создать условия. Этому поможет Интернет, где каждую картину могут посмотреть миллионы. Кино оживает, нужно только подождать.
Смотрите также:
- Как проехать в Голливуд? Нижегородец покоряет всемирную фабрику грез →
- Падчерица Андрея Миронова: «Чем я не Амели?» →
- Кому причинит зло «Юленька»? →