В 2003 году в Чечне командир роты Михаил Колмаков потерял руку, но отдал внутренним войскам ещё годы. А потом кавалер ордена Мужества преуспел в триатлоне и обеспечил себе участие на Паралимпиаде 2020, выиграв этап мировой серии. Правда, игры в Токио отложили минимум на год. Но к испытаниям кавалеру ордена Мужества не привыкать. В одно большое испытание когда-то превратилась вся его жизнь.
Крепче стали
Окончив Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище, Михаил продолжил служить во внутренних войсках МВД в Чечне. 14 июля 2003 года командир инженерно-сапёрной роты внутренних войск старший лейтенант Колмаков проверял территорию на наличие заминированных участков. Собака обнаружила закладку с тротилом, и в этот момент – взрыв. Кинолог Борис Лут вскоре скончался в госпитале, получив тяжелейшее ранение, а Михаилу Колмакову врачи вынуждены были полностью ампутировать левую руку.
Михаил говорит, что выкарабкаться и не сойти с ума от отчаяния ему помогли вера в Бога, спорт и безумное желание вернуться к своим солдатам.
«У меня в подчинении было 80 человек. Я обязан был показать, что их командира не сломали, значит, и они не должны падать духом, а наоборот, стать сильнее и не испытывать чувства страха».
И он доказал. Вместо двух лет задержаться в Чечне пришлось на четыре. Потом Михаил вернулся в Нижний Новгород и ещё почти 10 лет отдал внутренним войскам – служил в штабе Приволжского регионального командования.
В 2014 году подполковник Колмаков вышел в запас и посвятил себя новому занятию – триатлону. Это один из самых тяжёлых видов спорта, рождающий поистине железных людей.
Упорство и характер всего за несколько лет превратили Михаила Колмакова из спортсмена-любителя в кандидаты в паралимпийскую сборную России. В 2015 году он стал вторым на чемпионате России, а через год поехал на чемпионат Европы и выиграл его. В 2016-м было «серебро» на Кубке мира, а в 2018-м – победа на этапе Кубка мира в Австралии. Мечта о Паралимпиаде стала осязаемой.
И в начале 2020 года Михаил Колмаков успешно решил задачу попасть на Игры Токио… И вот новое испытание.
«Из-за самоизоляции отстаю от соперников»
– Новость о переносе Паралимпиады стала шоком?
– Это очень неприятно. Я готовился к выступлению именно в 2020 году, а моложе я не становлюсь. Мы с тренером (Сергеем Карачаровым, президентом Нижегородской федерации триатлона. – Ред.) попытались настроиться на дальнейшую подготовку – составили план на целый год.
– Соблюдать тренировочный режим в условиях самоизоляции реально?
– Я занимаюсь на велотренажёре, выполняю комплекс упражнений на пресс и спину, работаю с резиновым эспандером, имитируя плавательные движения.
Но мы в неравных условиях с конкурентами из Европы и Азии. Друг, живёт в Швейцарии, он постоянно выкладывает в Сеть свои тренировки. Я вижу, что соперники могут подойти к занятиям более грамотно. Там, если ты тренируешься один, не контактируя с другими людьми, ты самоизолирован. У нас самоизоляция означает, что надо сидеть дома.
Я понимаю, что отстаю от соперников…
«Не поехать – значит проиграть»
– Из-за коронавируса мы забыли о допинг-скандале вокруг российских спортсменов. У паралимпийской сборной есть шансы сохранить флаг и гимн?
– Пока нас не допускают выступать на Паралимпиаде под российским флагом. Российская сторона подала апелляцию, потому что все рекомендации, которые дали ОКР и российским спортсменам, мы соблюли: прошли курс обучения по антидопинговой системе и сдали не менее трёх анализов. Почему наказать пытаются «чистых» спортсменов, непонятно.
– Вы защищали честь страны в горячих точках. Для вас это возможно – выступать за сборную России без национального флага?
– С одной стороны, выступать не под флагом России оскорбительно. Но не участвовать в Играх, не показать, насколько мы сильны, – значит проиграть. Если я поднимусь на пьедестал, противники всё равно будут знать, что их обыграл не инопланетянин, а спортсмен из России!
– Мы планировали интервью в начале марта, но с мировой серии из Австралии вы вернулись с температурой. Испугались тогда? (Интервью записано по телефону.)
– Уже дома несколько недель прыгала температура: то 36,3, то 37. Но не было страшных симптомов: ни кашля, ни затруднённого дыхания, ни плохого самочувствия. К тому же на момент нашего вылета из Австралии случаев заболевания коронавирусом там не было, а больше мы в этом году нигде не выступали.
Но я решил воздержаться от контактов – самоизолировался ещё в начале марта.
– Позже на карантин села и вся ваша семья?
– Второй месяц сидим дома: я, жена, старшая дочь, младшая дочь, сын и ещё кот с нами (улыбается). И знаете, за это время мы столкнулись только с одной серьёзной проблемой – пришлось купить второй телевизор, чтобы не ругаться, кому что смотреть (улыбается).
– А трудности онлайн-обучения детей вас обошли?
– Средняя дочь Маша, которой 11 лет, сейчас под контролем мамы. Они и уроки вместе делают, и танцами под видео-контролем занимаются. А я отвечаю за младшего сына. Но Пете всего три, и наша главная задача – погулять (улыбается).
Старшей дочери Ане 18 лет, возраст непростой. Сначала она спорила и пыталась нарушать режим. Но мы убедили её, что здоровье надо поберечь. Теперь с друзьями она общается исключительно онлайн. К тому же готовится к поступлению в вуз. В период самоизоляции каждый может найти, как с пользой занять себя.
– После месяца самоизоляции нервы у многих на пределе.
– Проблема – когда ты прикован к больничной койке. Когда лежишь в палате и думаешь, что не сможешь покинуть её… А просто посидеть дома – это вообще никакая не проблема!
Досье
Михаил Колмаков. Родился 20 ноября 1979 года в Чарджоу (Туркмения). В 2001 году окончил Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище. В 2010-2014 гг. служил во внутренних войсках МВД России. Уволен в запас в звании подполковника. Награждён орденом Мужества, а также медалями «За разминирование», «За участие в контртеррористической операции», «За отличие» I, II и III степеней.
Карьера в паралимпийском триатлоне: многократный победитель и призёр этапов Кубка мира, многократный победитель мировой серии, чемпион Европы, многократный чемпион и призёр России. Участник престижнейшего турнира по триатлону Ironman (на турнире нужно проплыть около 4 км, проехать 180 км на велосипеде и пробежать более 42 км).