Примерное время чтения: 7 минут
1292

Учитель в соцсети. Лучший директор школы о цифровизации образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 26/09/2018
Учителя должны владеть современными технологиями проведения урока
Учителя должны владеть современными технологиями проведения урока / Валерий Христофоров / АиФ

Директор нижегородской школы № 79 имени Н. А. Зайцева Маргарита Банникова на днях стала лауреатом Всероссийского конкурса «Директор школы - 2018». Вместе с «АиФ-НН» Маргарита Викторовна рассуждает, почему современный учитель - не просто урокодатель и как «выдернуть» ребёнка из виртуального мира в реальный.

Один во всех лицах

Злава Медушевская, «Аиф-НН»: Маргарита Викторовна, кто в наши дни директор школы - в первую очередь учитель учителей, заведующий большим хозяйством или менеджер?

Маргарита Банникова: Сама я стала директором школы в 24 года. Муж был военнослужащим, мы переехали на Дальний Восток. Там мне предложили возглавить небольшую школу на 300 учеников.

Конечно, тогда руководители образовательных учреждений больше занимались методической работой, организацией образовательно-воспитательного процесса.

Сегодня нам отвели сложную роль. Педагогический коллектив воспринимает тебя как наставника, родители - как хозяина большого дома. В департаменте образования от тебя ждут грамотных управленческих решений. Приходится все эти образы сочетать…

- А учителем вы остались?

- По первому образованию я учитель математики. Эту сложную науку дети должны постигать не раз в неделю. А я сейчас, к сожалению, большого количества педагогических часов взять не могу. Но до сих пор веду в школе индивидуальную работу с учениками. Мне важно не терять с ними контакт.

Авторитет у детей надо завоёвывать, транслируя собственные идеи и с готовностью воспринимая их инициативы. Мне всегда очень интересно, чем они живут, о чём думают, - не по долгу службы.

Конечно, ты можешь быть урокодателем. Есть учителя, которые в этом профессионалы, у них хорошие показатели успеваемости. И детям такие педагоги тоже нравятся. У некоторых учеников прекрасные семьи, и в школу они приходят только за знаниями.

Но я всё же думаю, что школа - не университет. Она больше про жизнь. Здесь дети социализируются. Мы и в этом сложном процессе тоже должны им помочь.

- Насколько я знаю, вы как директор активно общаетесь с учениками в социальных сетях. Но многие родители считают, что Интернет - это вселенское зло.

- Просто надо учить детей находить в Интернете что-то полезное. Там на самом деле много информации для того же самообразования.

Мы в школе одними из первых в городе стали предлагать учителям регистрироваться в соцсетях. Поняли: мы воспитываем детей не там, где они находятся. Наша задача, подружившись с ребятами в виртуальном мире, «выдернуть» их в реальную жизнь и здесь увлечь, научить чему-то практическому. В Сети они найдут людей, которые им интересны, в том числе и из других стран. Но мы-то хотим, чтобы наши дети были воспитаны в ценностях нашей страны, любили свою Родину. В этом в первую очередь заинтересованы мы - взрослые.

И задача учителей быть интересными как личности и владеть современными технологиями проведения урока. Приходишь, бывает, на урок и видишь: если учитель как маятник туда-сюда ходит у доски, дети смотрят на него, как на страницу в смартфоне, три секунды и «перелистывают». Начинают думать о своём, не воспринимая информацию, хотя вроде и сидят тихо. Сейчас мы часть кабинетов модернизируем для организации групповой работы, чтобы у учителя в классе было несколько рабочих мест. Вот он у доски, вот у компьютера что-то объясняет, вот вместе с ребятами ведёт исследование…

Давайте вместе

- Вы согласны, что взрослые должны быть образцом для ребёнка, а не декларировать ему правила, которые сами не соблюдают?

- Недавно я была на встрече с известным современным писателем Александром Цыпкиным. Он подал интересную мысль. Хочу донести её до мам и пап наших учеников: родитель в социальных сетях должен быть интересен своему ребёнку. Когда дети видят, что мама или папа ничего, кроме результатов странных тестов, на странице не постят, они не воспринимают родителя как личность, с которой надо брать пример. Если в реальной жизни родители не пример, то дети начинают их замещать другими авторитетами. Это особенности нового поколения.

- Школа должна вмешиваться в жизнь семьи?

- Уже 16 лет наша школа активно работает с городской научно-практической лабораторией по проблемам воспитания и семьи под руководством Надежды Белик. Это сейчас родители заинтересованы искать общий язык с детьми, а в конце 1990-х думали только о том, как выжить. Кроме того, наш Сормовский район в те годы был не самым благополучным. Первые факультативные занятия приходилось посвящать профилактике насилия и жестокости в семье. Слишком часто приходилось сталкиваться с их проявлениями…

Всё же педагог должен мониторить психологическое состояние воспитанников. Часто после инцидентов приходится слышать от родителей: «Он у нас домашний ребёнок! Сидит в комнате и никуда не ходит!» Но это раньше было хорошо. А сегодня чем сын или дочь один на один с компьютером заняты? С какими людьми общается?

Порой приходят родители с претензиями. С некоторыми мы соглашаемся, показываем наши воспитательные программы и предлагаем сотрудничать - участвовать в многочисленных мероприятиях, занимать ребёнка. На базе школы действует 60 различных кружков. Там после уроков занимаются 1300 детей.

Ещё я всегда призываю родителей быть честными с нами. Например, не стоит сразу переводить ребёнка на домашнее обучение, скрывая таким образом его диагноз. Сегодня разработаны федеральные стандарты образования для детей с разными заболеваниями. Мы их успешно реализуем.

В школе учатся 120 детей с особенностями развития. Недавно открыли класс для детей с расстройствами аутистического спектра. Наши учителя успешно осваивают специальность педагога-тьютора (наставника). С особенными учениками работают штатные дефектологи, логопеды, психологи. У нас есть сенсорная комната и ресурсный класс, чтобы ребёнка можно было своевременно вывести из коллектива, и он мог восстановиться там.

Техника - юным

- Школа, которой вы руководите, носит имя инженера-судостроителя Николая Зайцева. Значит ли это, что вы делаете упор на преподавание точных наук?

- Рассматривая свои конкурентные преимущества, мы поняли: мы не физматшкола, но точные науки у наших учеников идут хорошо. Об этом говорил тот факт, что потом ребята успешно поступали на бюджетные места в политех, и мы расположены в районе, где находится крупнейший судостроительный завод.

Начали двигаться в этом направлении. Выигрывали гранты на покупку оборудования, в том числе робототехники. На грантовые средства увековечивали память Николая Зайцева, чтобы ребята знали, кто этот человек, какие смелые идеи он воплощал в жизнь.

Стали сотрудничать с детским речным пароходством, с судостроительным заводом. Проводим совместные олимпиады по точным наукам. Сейчас открыли инженерный класс.

- На ваш взгляд, технарями или гуманитариями люди рождаются или становятся?

- По-разному. У кого-то есть природные способности, кого-то повёл за собой, к примеру, учитель физики. И в том, и в другом случае главное - интерес к наукам поддержать, не дать ему угаснуть.

- В каком направлении развивается школьное образование?

- Без цифровизации мы не обойдёмся. На Московском международном салоне образования, где я недавно была, уже показали учителя-робота с искусственным интеллектом. Главное - ко всему надо относиться разумно.

Например, в сельских школах, где педагогов не хватает, обучение при помощи компьютерных технологий - это выход. Некоторым педагогам лучше быть помощниками в освоении дистанционных программ, а не учить самим.

Но есть личности, которые ведут за собой детей. Их задвигать на второй план нельзя.

- Что для вас значит хороший выпускник?

- Важно, чтобы дети были хорошими людьми, а не все сплошь великими учёными. Для меня особо ценно, когда ребёнок из сложной семьи приходит спустя годы и говорит, что он работает, создал свою семью и вот ещё решил пойти заочно учиться. Значит, всё было не зря.

Маргарита Банникова
Директор школы № 79 имени Н. А. Зайцева (Нижний Новгород). В 1992 году окончила Нижегородский государственный пединститут им. К. Минина, в 2011-м - РАНХиГС при Президенте РФ (менеджер государственного и мунципального управления), в 2013-м - РАНХиГС при Президенте РФ (магистр, маркетолог). Стаж работы - 26 лет, в том числе директором школы - 22 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно