aif.ru counter
3214

«Я живу школой». Учитель года о ЕГЭ и дистанции между педагогом и учеником

«Учителем года – 2019» в Нижегородской области стал преподаватель физики школы № 5 г. Лысково Дмитрий Комиссаров.

Учитель физики Дмитрий Комиссаров старается, чтобы один его урок не был похож на другой.
Учитель физики Дмитрий Комиссаров старается, чтобы один его урок не был похож на другой. © / Дмитрий Комиссаров / Из личного архива

«Учитель года – 2019» в Нижегородской области, преподаватель физики школы № 5 г. Лысково Дмитрий Комиссаров рассказал «АиФ-НН» о том, как создать для ученика ситуацию успеха и почему каждый урок должен быть уникален.

Подарок судьбы

– Дмитрий, сегодня молодые люди и в больших городах не особо хотят работать учителями, что уж говорить о малых... Почему у вас всё иначе?

– Физику я полюбил в школе. А ещё, когда учился в одиннадцатом классе, организовал в Лыскове движение, пропагандирующее здоровый образ жизни, тогда же поработал вожатым в лагере. Можно сказать, сложился в голове пазл: есть организаторские способности, с детьми получается находить общий язык, люблю точные науки … Без сомнения решил поступать в педагогический университет.

В Нижнем Новгороде после диплома я оставаться не хотел, но на четвёртом курсе меня пригласили преподавать физику в одну из городских школ.  Проработал полгода и узнал, что в моей родной лысковской школе есть такая же вакансия и меня готовы взять туда на работу. Это был настоящий подарок судьбы!

– Как вас принял коллектив ваших бывших учителей?

– Они сказали: теперь ты тоже учитель. Приняли как своего. Я, кстати, далеко не единственный педагог-мужчина в нашей школе, а то, наверное, тяжеловато было бы...

– Сегодня много спорят о качестве школьного образования в глубинке. Особенно это касается преподавания точных наук. Каково ваше мнение об этом?

– Учителей физики не хватает. Я, например, работаю сейчас на две ставки, провожу по шесть уроков в день. Но ребята в нашей школе получают хорошие знания по точным наукам. Их берут учиться в областной Центр одарённых детей, они поступают в ведущие вузы Нижнего Новгорода и вообще России. Если брать ЕГЭ по физике как показатель качества знаний, общий балл в Лысковском районе – один из самых высоких в области.

Физика с мороженым

– Как увлечь ребёнка своим предметом? Всё же есть технари, а есть гуманитарии по складу ума… 

– Стараюсь, чтобы один урок был не похож на другой. Не должно быть одного алгоритма: домашнее задание, новый материал, потом закрепляем его, решая задачи.

Вот ребята, которым не особо интересен предмет, всегда норовят сесть на задние парты, чтобы в телефон поиграть. Помню, я написал конспект урока на доске на перемене и начал занятие стоя в конце класса. Разъяснял материал при помощи лазерной указки. Для «галёрки» это было неожиданно. И дети на задних партах стали внимательно слушать.

И домашнюю работу можно спрашивать, стоя в центре класса, а не вызывая ребят к доске. Каждому пару несложных вопросов задать, причём в быстром темпе, чтобы настроить учеников на интенсивную работу. Физика как наука имеет свою очень интересную историю развития. Я и о ней на уроках рассказываю.

– Но бывает, что, как вы ни стараетесь, не даётся ученику физика?

– Бьюсь до конца. Для любого ученика надо создавать ситуацию успеха. Я пробовал двойки одна за другой ставить – это неэффективно. Значит, надо искать другой подход. Отвечает ученик слабо, а ты ему говоришь: «Знаешь, ты не до конца разобрался в материале, но вот у тебя такая мысль интересная была в ответе». И ставишь пятёрку. Мой педагогический опыт показывает: ребята потом начинают стараться.

– Современную школу пытаются максимально компьютеризировать. Те же опыты на уроках физики переносят в виртуальную реальность. Насколько я знаю, вы не сторонник такой методики. Почему?

–  У меня в классе стоит специальный резервуар, куда можно закачать жидкий азот. Вот была по программе тема – процесс кристаллизации. Можно было показать ребятам для примера кусочек льда и на этом остановиться. Но я при помощи жидкого азота из сливок сделал мороженое.

Мои ученики так рассмотрели процесс кристаллизации. Кстати, мороженое мы все вместе съели. Или другая тема – трансформаторы. Договорился с директором нашей городской электрической подстанции, и мы пришли туда на экскурсию. Наверное, можно на уроке включить компьютер и показать ученикам фильмы про эти физические явления. Но наши дети и так много времени у телевизора и компьютера проводят.

Тоже люди

– Вы молодой интересный мужчина, преподаете и в старших классах. Ученицы в любви не признавались?

– Я всегда держу дистанцию. У меня есть личные страницы в социальных сетях. Ученики мне там иногда пишут, но, как правило, по поводу физики.

Да, я видел нашумевшую фотографию барнаульской учительницы в купальнике, за которую её уволили из школы. Мне снимок не показался чем-то из ряда вон выходящим. Например, я на Крещение каждый год купаюсь. Делюсь этими моментами в социальных сетях. И в кафе отдохнуть с друзьями хожу. Учителссароь тоже человек: у него есть выходные дни…

Конечно, даже в свободное время мы своим поведением показываем детям пример. Уверен: педагоги не просто учат детей, они им и часть жизненного опыта передают через общение. И для меня важнее, чтобы ученики стали хорошими людьми, а не великими физиками.

– Вам как педагогу куда бы хотелось развиваться дальше?

– Сейчас буду готовиться к участию во всероссийском конкурсе лучших учителей. А вообще мечтаю и дальше преподавать физику в родной школе. На конкурсе мы писали эссе на тему: «Почему мне нравится работать в школе». Я честно ответил: «Я не работаю в школе. Я живу школой». Для меня это не работа, а удивительный творческий процесс.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Какие ассоциации вызывает Нижний Новгород у москвичей?
  2. На сколько подешевели овощи в Нижегородской области?
  3. Какие нарушение зарегистрированы во время Alfa Future People?