Примерное время чтения: 6 минут
3638

«Я живу школой». Учитель года о ЕГЭ и дистанции между педагогом и учеником

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 29/05/2019
Учитель физики Дмитрий Комиссаров старается, чтобы один его урок не был похож на другой.
Учитель физики Дмитрий Комиссаров старается, чтобы один его урок не был похож на другой. / Дмитрий Комиссаров / Из личного архива

«Учитель года – 2019» в Нижегородской области, преподаватель физики школы № 5 г. Лысково Дмитрий Комиссаров рассказал «АиФ-НН» о том, как создать для ученика ситуацию успеха и почему каждый урок должен быть уникален.

Подарок судьбы

– Дмитрий, сегодня молодые люди и в больших городах не особо хотят работать учителями, что уж говорить о малых... Почему у вас всё иначе?

– Физику я полюбил в школе. А ещё, когда учился в одиннадцатом классе, организовал в Лыскове движение, пропагандирующее здоровый образ жизни, тогда же поработал вожатым в лагере. Можно сказать, сложился в голове пазл: есть организаторские способности, с детьми получается находить общий язык, люблю точные науки … Без сомнения решил поступать в педагогический университет.

В Нижнем Новгороде после диплома я оставаться не хотел, но на четвёртом курсе меня пригласили преподавать физику в одну из городских школ.  Проработал полгода и узнал, что в моей родной лысковской школе есть такая же вакансия и меня готовы взять туда на работу. Это был настоящий подарок судьбы!

– Как вас принял коллектив ваших бывших учителей?

– Они сказали: теперь ты тоже учитель. Приняли как своего. Я, кстати, далеко не единственный педагог-мужчина в нашей школе, а то, наверное, тяжеловато было бы...

– Сегодня много спорят о качестве школьного образования в глубинке. Особенно это касается преподавания точных наук. Каково ваше мнение об этом?

– Учителей физики не хватает. Я, например, работаю сейчас на две ставки, провожу по шесть уроков в день. Но ребята в нашей школе получают хорошие знания по точным наукам. Их берут учиться в областной Центр одарённых детей, они поступают в ведущие вузы Нижнего Новгорода и вообще России. Если брать ЕГЭ по физике как показатель качества знаний, общий балл в Лысковском районе – один из самых высоких в области.

Физика с мороженым

– Как увлечь ребёнка своим предметом? Всё же есть технари, а есть гуманитарии по складу ума… 

– Стараюсь, чтобы один урок был не похож на другой. Не должно быть одного алгоритма: домашнее задание, новый материал, потом закрепляем его, решая задачи.

Вот ребята, которым не особо интересен предмет, всегда норовят сесть на задние парты, чтобы в телефон поиграть. Помню, я написал конспект урока на доске на перемене и начал занятие стоя в конце класса. Разъяснял материал при помощи лазерной указки. Для «галёрки» это было неожиданно. И дети на задних партах стали внимательно слушать.

И домашнюю работу можно спрашивать, стоя в центре класса, а не вызывая ребят к доске. Каждому пару несложных вопросов задать, причём в быстром темпе, чтобы настроить учеников на интенсивную работу. Физика как наука имеет свою очень интересную историю развития. Я и о ней на уроках рассказываю.

– Но бывает, что, как вы ни стараетесь, не даётся ученику физика?

– Бьюсь до конца. Для любого ученика надо создавать ситуацию успеха. Я пробовал двойки одна за другой ставить – это неэффективно. Значит, надо искать другой подход. Отвечает ученик слабо, а ты ему говоришь: «Знаешь, ты не до конца разобрался в материале, но вот у тебя такая мысль интересная была в ответе». И ставишь пятёрку. Мой педагогический опыт показывает: ребята потом начинают стараться.

– Современную школу пытаются максимально компьютеризировать. Те же опыты на уроках физики переносят в виртуальную реальность. Насколько я знаю, вы не сторонник такой методики. Почему?

–  У меня в классе стоит специальный резервуар, куда можно закачать жидкий азот. Вот была по программе тема – процесс кристаллизации. Можно было показать ребятам для примера кусочек льда и на этом остановиться. Но я при помощи жидкого азота из сливок сделал мороженое.

Мои ученики так рассмотрели процесс кристаллизации. Кстати, мороженое мы все вместе съели. Или другая тема – трансформаторы. Договорился с директором нашей городской электрической подстанции, и мы пришли туда на экскурсию. Наверное, можно на уроке включить компьютер и показать ученикам фильмы про эти физические явления. Но наши дети и так много времени у телевизора и компьютера проводят.

Тоже люди

– Вы молодой интересный мужчина, преподаете и в старших классах. Ученицы в любви не признавались?

– Я всегда держу дистанцию. У меня есть личные страницы в социальных сетях. Ученики мне там иногда пишут, но, как правило, по поводу физики.

Да, я видел нашумевшую фотографию барнаульской учительницы в купальнике, за которую её уволили из школы. Мне снимок не показался чем-то из ряда вон выходящим. Например, я на Крещение каждый год купаюсь. Делюсь этими моментами в социальных сетях. И в кафе отдохнуть с друзьями хожу. Учителссароь тоже человек: у него есть выходные дни…

Конечно, даже в свободное время мы своим поведением показываем детям пример. Уверен: педагоги не просто учат детей, они им и часть жизненного опыта передают через общение. И для меня важнее, чтобы ученики стали хорошими людьми, а не великими физиками.

– Вам как педагогу куда бы хотелось развиваться дальше?

– Сейчас буду готовиться к участию во всероссийском конкурсе лучших учителей. А вообще мечтаю и дальше преподавать физику в родной школе. На конкурсе мы писали эссе на тему: «Почему мне нравится работать в школе». Я честно ответил: «Я не работаю в школе. Я живу школой». Для меня это не работа, а удивительный творческий процесс.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно