Примерное время чтения: 10 минут
2770

Социально-реабилитационный центр «Ласточка»: «Наши дети сложные, но хорошие»

Фото Эльфии Гариповой

Нижний Новгород, 26 февраля-АиФ-НН. Снова россиян всколыхнуло известие о гибели русского ребенка, Максима Кузьмина, усыновленного американской семьей. Споры вокруг усыновления наших детей не только вспыхивают при каждом подобном случае, но и заставляют присмотреться к тому, так ли уж плохо нашим детям в родной стране и, в частности, в социальных учреждениях постоянного или временного пребывания несовершеннолетних. Понятно, что дети попадают туда чаще всего не от хорошей жизни. Кто и как о них там заботится? За ответом на этот вопрос корреспондент АиФ-НН.ру Эльфия Гарипова отправилась в социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка».

Главное – отогреть и подарить тепло

Раньше в России такие учреждения назывались печальным словом «приют», от которого возникали стойкие ассоциации с серыми байковыми одеялами и безнадежной тусклостью красок. За резными воротами на заснеженной игровой площадке детского центра оказалось пестро и ярко от качелей, игрушечных домиков и детских ярких курток и пальтишек.

Фото Эльфии Гариповой

 Синеглазый мальчик лет пяти застенчиво спросил: «Здравствуйте! Вы к нам в гости?» И получив утвердительный ответ, маленький джентльмен с видимым удовольствием побежал открывать передо мной входную дверь.

Фото Эльфии Гариповой

 Внутри меня встретила уютная и добрая атмосфера детского сада моих времен. Только мебель и игрушки современные и новые. Дети уже возвращались с прогулки, потому что пришло время обеда. Пока воспитанники переодевались, пухленькая улыбчивая повариха накрывала на стол. Вкусно пахло котлетами и яблочным компотом.

Фото Эльфии Гариповой

Признаюсь, что при виде огромных красавиц-кукол в розовых платьях и удобных пуфиков в игровой комнате мне самой захотелось стать ребенком и окунуться во всю эту безмятежную беззаботность.

Фото Эльфии Гариповой

 «Уют и сытная еда – это еще не все, что нужно этим детям, - говорит Екатерина Пергаева, директор социально-реабилитационного центра несовершеннолетних «Ласточка». – Многим кажется, что стоит обеспечить детей игрушками, одеждой, мебелью – и все проблемы исчезнут, как по волшебству. Но это далеко не так: дети поступают к нам очень непростые, со своим сложными, часто драматическими историями. Поэтому комфорт для них, конечно, важен, но в первую очередь воспитатели стараются этих ребят отогреть, подарить им душевное тепло, которого им так не хватало за их недолгую еще жизнь».

У каждого ребенка своя грустная история

В центре «Ласточка» находятся дети от 3 до 16 лет. Это не детский дом, а учреждение временного пребывания.

Фото Эльфии Гариповой

 Пока дети живут в центре, их исследуют врачи и психологи. Еще готовится полный пакет документов для их дальнейшего жизнеустройства: для опеки, приемной семьи, усыновления или возврата в родную семью, когда там наладятся условия для жизни ребенка. Обычно они проводят в центре от месяца до полугода, пока не будет найден выход из трудной жизненной ситуации, в которую они попали. «Почти все детишки у нас со своей грустной историей, - рассказывает воспитатель Валентина Михайловна . – Видите, мальчик за столиком паззл складывает? Мишу в свое время привезли к нам из цыганского табора».

Фото Эльфии Гариповой

 За столом играли два мальчика, один светловолосый, а другой восточного типа. В синеглазом Мише я узнала того приветливого малыша, который открывал передо мной дверь. Но, как оказалось, именно Мишу привезли из табора, в который он попал непонятно каким образом. А его приятель, Абу, находится здесь со своим старшим братом Фирдаусом, которого все называют просто Федей. Абу говорит только по-узбекски, а Федя учится в школе, поэтому уже знает русский язык. «Абу с Федей самые воспитанные и приученные к обычным навыкам, - говорит Валентина Михайловна. – У них мама оказалась в тяжелом положении, много работает и не может за мальчиками присматривать, но по крайней мере, чему-то ей удалось детей научить. Но когда Абу в первый раз увидел карандаши, он не знал, что с ними делать. Но зато очень умело управлялся с пультом телевизора.

Фото Эльфии Гариповой

 

Они с Мишей дружат: тот вспыльчивый, не очень организованный, а Абу–хозяйственный, рассудительный, как-то по-своему пытается убедить его собрать перед сном игрушки. Наши дети сложные, конечно. Но хорошие».

Фото Эльфии Гариповой

 

Фото Эльфии Гариповой

 

Валентина Михайловна– миловидная светловолосая женщина с грустными голубыми глазами, разговаривая, зорко посматривает за ребятами и успевает отвечать на десятки вопросов и дать столько же советов: «Миша, не ходи в туалет босиком! Максим, закрывай глаза и накройся одеялом! Данил, положи мишку рядом, он тоже спать хочет, устал».

Фото Эльфии Гариповой

 В комнату заходит худенький паренек лет cемнадцати, помогает уложить расшалившихся младших ребят. На нем надета кадетская форма. Оказалось, что Женя , воспитанник центра «Ласточка», действительно учится в кадетской школе. В свое время его семья оказалась в затруднительном положении, приехав в Нижний Новгород из Сибири. Семья не смогла, как рассчитывала, получить прописку у родни, мама сильно болела и не могла работать, а отец, мастер на все руки, перебивался случайными заработками из-за отсутствия прописки. По этой же причине перед Женей тоже могли быть закрыты все дороги.

Фото Эльфии Гариповой

 На семейном совете решили, что мальчику смогут помочь в социально-реабилитационном центре «Ласточка».И помогли- не тольео Жене. Определив его в кадетский корпус, но и его маме, собрав необходимую сумму на операцию. «Я очень доволен тем, как все складывается в моей жизни, и благодарен воспитателям, - говорит Женя. – В будущем думаю связать свою судьбу с армией».

«Она называет меня мамой»

Дети попадают сюда разными путями: кого-то приводят из детской комнаты милиции, кого-то направляют по заявлению соседей, кого-то находят на улице. В основном мало у кого из них нет родителей: у большинства они пьют и не интересуются детьми месяцами или совсем про них забыли. «Мою Ксюшу нашли чужие люди на рынке, - признается Валентина Михайловна. – Ей было чуть больше трех лет. Она одна бродила по рынку и просила людей купить ей что-нибудь». Ксюша – черноволосая кареглазая девочка девяти лет – приемная дочь Валентины Михайловна. Когда она попала в центр, то дичилась, плохо разговаривала до 6 лет, была не приучена к простым вещам, которые знает любой домашний ребенок, зато вспоминала, что у мамы всегда в доме были пьяные дебоши. Родная мать Ксюши попала в тюрьму за поножовщину, а когда освободилась и узнала, что дочь живет у воспитательницы, то и вовсе отказалась от девочки.

Фото Эльфии Гариповой

 Валентина Михайловна понимала, что будет непросто, ведь Ксюша росла у нее на глазах, все ее проблемы были воспитательнице известны: считалось, что ребенок с задержкой психического развития, кроме того у девочки выявились серьезные проблемы со зрением, в том числе и косоглазие. Валентина Михайловна справилась с этими трудностями: в свое определила ребенка в детский сад, который занимается запущенными детьми, и Ксюша расцвела, оказалась смышленой и быстро развивающейся девочкой. Ей сделали операцию по исправлению косоглазия, но осталось еще закончить дорогостоящее лечение, которое позволит Ксюше видеть дальше тех 20 см, дальше которых все кажется ей расплывчатым: в одном глазу у нее только перифирическое зрение. «Ксюша зовет меня мамой, мечтает о большой семье, - улыбается приемная мама, - и говорит, что мы всегда будем вместе: ведь ее детям нужны будут мама, папа и бабушка». Кстати, Валентина Михайловна не единственная из центра «Ласточка», кто усыновил приемного ребенка: еще трое сотрудников взяли на воспитание приемных детей. Уже одно это говорит о том, что в "Ласточке" воспитанники в заботливых и любящих руках.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно