В 4 года у него обнаружили отёк Квинке. В 8 - язву 12-перстной кишки. В 10 - сахарный диабет 1 типа, инсулинозависимый. К своим «сорока болячкам» юный нижегородец относится иронично. Ему хватает мужества не сдаваться. И даже танцевать!
Вера в травяные горошины
Постоянное наполнение Жениного рюкзака - нетбук, плеер, таблетки, шприц и ампулы с инсулином. С 4-х лет его нормальное самочувствие зависит от своевременных уколов, капельниц, посещений эндокринолога и периодических «лёжек» в больнице. В 10 лет ему оформили инвалидность.
- Мне часто говорят: «Да если б я как ты жил, давно бы загнулся». А я их никак понять не могу. Сидеть дома, умирая от жалости к себе? Зачем?!
В детстве Женин отёк Квинке пытались лечить традиционными и нетрадиционными способами. Последним средством оказалась гомеопатия, а специалистом - медик-энтузиаст, выписавшая мальчику несколько банок с «травяными» горошинами. Горошины не помогли.
- Меня положили в больницу, подлечили немного и отпустили домой. Как раз в канун Нового года, - вспоминает Женя. - До конца февраля я кайфовал: за месяц ни разу не отёк. А в марте всё пошло наперекосяк.
Постоянная жажда, дикий голод, слабость и быстрая потеря веса. Он стал весить всего 25 кг и стал почти прозрачным.
Оказалось, сахар в крови почти десятикратно отличался от нормы.
- Я оказался в палате, под капельницей, - рассказывает подросток. - Помню, сильно перепугался, когда зашёл доктор и спросил: тебе укол в живот уже делали?
Средство от болезней
Теперь такие уколы мальчик делает себе сам. Диабет дал осложнение на глаза и ноги. Поэтому четыре раза в день Женя колет инсулин в живот, дважды - в ноги и принимает таблетки от остальных заболеваний. Чтобы не отекли губа или колено, чтобы глаза не перестали видеть.
- За 7 лет чего уже только не происходило, - говорит Женя. - Пару лет назад неожиданно отнялись ноги. Но сейчас всё в порядке.
После лечения в больнице маленького Женю в первый раз отправили в санаторий. Там он случайно узнал действенное средство от своих болезней.
- Для нас устроили дискотеку. Девчонки в кучке, мальчишки по стеночкам. А музыка - такая классная! - вспоминает Женя. - И я пошёл танцевать. Услышал ритм и стал руками-ногами двигать в музыку…
Сначала остальные мальчишки смеялись. А пару песен спустя, когда к Жене подошли его первые поклонницы и пригласили потанцевать, смех стих…
- Кто-то сказал, что я танцую что-то похожее на верхний брейк-данс, - говорит мальчик. - Когда у нас появился Интернет, я закопался в видео с верхним брейком. Учил движения даже сидя за столом. Волну - от клавиатуры к мышке, и обратно. Теперь я, даже шагая по улице, могу танцевать: мне уже безразлично, кто и как на меня посмотрит…
Помогать таким, как я
В России инвалиду жить непросто - в этом Женя убеждался не раз. Имеющий право на ежегодные поездки в санаторий, он был там только дважды. В третий раз, когда многочисленные справки из больницы не оказали должного влияния, 12-летний пацанёнок написал письмо… президенту России.
- Прошла пара месяцев - и мне дают путёвку в Сочи! - вспоминает он. - Я никогда не рассчитывал, что моё письмо прочитает глава государства. Но я был уверен, что до кого-то оно всё-таки дойдёт.
Только медикаменты, которые Женя обязан принимать ежедневно, обходятся его семье в круглую сумму. С 18 лет, согласно новым правилам установления инвалидности, он будет называться дееспособным гражданином.
Инвалидность будет документально снята, и Женя лишится группы льгот - на проезд, на часть медикаментов. Хорошо, что ему как диабетику хотя бы инсулин пока дают бесплатно, радуется мальчик. Иначе как бы жили?
- У нас семья многодетная, и лишних денег никогда не было, - объясняет мальчик. - А если бы пришлось все ампулы-таблетки покупать самим, я бы сам работать пошёл, наверное.
В школе Женя хотел поступать в медицинскую академию, стать эндокринологом и помогать таким же, как он сам, диабетикам.
- Но побоялся не сдать ЕГЭ по биологии. И вместо этого получил «отлично» по физике. Стал студентом факультета вычислительной математики и кибернетики ННГУ.
Все вокруг танцевали
Дома и в школе, на улице и в больнице Женя не переставал танцевать. Как бы грустно ни было, как бы плохо он себя ни чувствовал, музыка и танец с необычным названием electric boogie (он же «верхний брейк») помогали почувствовать себя лучше. За несколько лет Женя развил в себе невероятную пластику и музыкальность. Сейчас, когда он танцует, со стороны кажется, что это не человек, а сгусток энергии, который превращается то в пружину, то в пластилин, то в волну.
- Осенью в ННГУ проходил фестиваль студенческого творчества «Осенние дебюты». Я набрал команду и поставил «танец роботов». Получилось круто, - рассказывает Женя.
Осенью 2011-го наш танцор в одиночку ездил на всероссийские соревнования. В ноябре - на фестиваль верхнего брейка «Пластик» в Иванове (там уступил известному московскому танцору) и на более крупный, статусный всероссийский фестиваль по электрик буги «Розетка». Дошёл до четвертьфинала, чем очень гордился.
- В рамках фестиваля проводились мастер-классы с профи в этом танцевальном стиле, - добавляет Женя. - Жалею, что не попал к одному из них: самочувствие подвело…
Танцевальные битвы для Жени - уже история. Для него танец - и творчество, и средство общения, и лекарство, и способ поверить в себя.
- Я радуюсь, когда вижу улыбки зрителей, - рассказывает он. - Не мне судить, но я не понимаю ребят, которые по вечерам не находят ничего интереснее, чем высосать 5 литров пива и накуриться. Мне кажется, что они начинают курить и пить потому, что все вокруг делают то же самое. Вот если бы все вокруг танцевали… было бы круто!