Дурной характер бывает не только у людей. Капризной и упрямой, коварной, грубой и неподатливой бывает… глина.
Когда мысли улетают
Сергеева - воспитанница нижегородского гуру керамики Елены Михайловны Вагиной, вырастившей немало талантливых мастеров. Наталья Сергеева села за гончарный круг в детстве. И сейчас, спустя много лет, изделия из глины - её любимое занятие.
- Работа за гончарным кругом производит сильное впечатление. В особенности если что-то получается с первого раза, - говорит она. - Даже сейчас, садясь за гончарный круг, испытываешь особое ощущение: медитируешь, получаешь удовольствие, работаешь, отдыхаешь - всё сразу.
По словам Натальи Сергеевой, любой ребёнок должен попробовать лепить из глины. Зачем садиться за компьютер, если можно создать реальные вещи своими руками. Новички лепят медленно, по специальному шаблону. Но умение - оно придёт.
- С годами руки всё лучше запоминают, что делать, - говорит гончар. - Случается, когда нужно слепить несколько одинаковых вещей, мысли улетают, а руки делают по своей памяти. И всё выходит как надо.
Цвета мастерства
Гончары - а их и в Нижнем Новгороде и в области довольно много, причём очень высокого уровня, - глину либо покупают, либо разыскивают самостоятельно. Очевидно, чем больше себя вложишь в создаваемое, тем больше тебя в нём и будет.
- Большая часть белой глины добывается в Дивеевском районе, там большой карьер, - рассказывает мастер. - Красную найти, наверное, проще, но её дольше обрабатывать.
У гончаров в фаворе белая глина. Она считается самой пригодной для лепки и практически не требует подготовки и очистки.
- В давние времена, когда специальных средств и технологий обработки глины не было, её готовили на протяжении нескольких лет, прежде чем она шла в работу, - говорит Наталья Сергеева. - Пару годков глина промораживалась на улице, становилась более мягкой и однородной. Потом её заливали в чан - «отмучивали». Тяжёлые примеси оседали на дно. Потом глину просеивали, вытаптывали, высушивали… В общем, до кувшина ей предстоял ещё большой путь.
Глина в гамме
У глин разный химический состав. К примеру, красная, из которой лепят кирпичи, имеет такой насыщенный цвет из-за большого количества железа. В природе, в сыром, необработанном виде глина имеет самые разные оттенки - серый, голубой, кирпичный, даже зелёный. Однако после обжига гамма сужается до шкалы от белого до кирпичного.
- В процессе лепки и обжига глина не раз показывает свой изменчивый характер, - добавляет гончар. - Этот во всех отношениях живой материал чувствует настроение мастера. И даже если ты чуть-чуть не в себе, это обязательно отразится на глине.
Случается, на самом последнем этапе чашка, ваза, кувшин, которые лепились легко и выглядели ровно, вдруг дают трещину. Уж тогда мастера просто закрывают глаза и говорят: это мистика. Физика тут ни при чём.
С привкусом меди
Современных техник обработки глины - без числа. Самые известные - из давних времён. К примеру, при молочном обжиге слепленный сосуд окунают в самое обычное молоко и ставят в печь. При температуре 400ºС поверхность изделия становится ровной, приятного коричневого цвета.
Есть техника медного восстановления. При обжиге в бескислородной среде окись меди, которая присутствует в глазури, как бы стремится снова стать медью. И поверхность сосуда приобретает золотисто-красный металлический блеск.
Самая «жестокая» технология обработки глины - раку.
- После обжига сосуд резко опускают в ёмкость с опилками, которые сгорают и превращаются в дым, - объясняет Наталья Сергеева. - Поверхность получается в мелкую трещинку, как будто это высушенная земля или черепаший панцирь. На неё можно смотреть бесконечно. Такая загадочная глина…
Кстати
27 апреля в Нижнем откроется выставка, приуроченная к 30-летию двух нижегородских гончаров, - Натальи Сергеевой и её коллеги Марины Акимовой. Экспозиция под названием «ЗОЗО. Керамика» - это в основном глиняная посуда, выполненная в разных техниках, формах, гамме.