В канун 70-летия Победы рассказом о своём деде, ветеране войны Александре Ивановиче Гончарове, с «АиФ-НН» поделился А. В. Рыжкин, начальник отдела охраны исправительной колонии №11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области.
В танкисты не сгодился
Александр Иванович родился в 1919 году в Горьковской области. С детства был приучен к тяжёлому крестьянскому труду. С отличием окончив пять классов, пошёл работать помощником тракториста.
Когда в июле 1938 года в районе озера Хасан произошёл вооружённый конфликт с японцами, Саша тут же решил идти добровольцем, «дать достойный отпор империалистической Японии». Из-за высокого роста медкомиссия не пропустила Гончарова в танкисты, как он хотел, зато направила его на Дальний Восток, в 48-й отдельный зенитный дивизион, наводчиком орудия. Он охранял золотые прииски от налётов японской авиации.
После повторного конфликта у реки Халхин-Гол все были уверены в неизбежности войны с Японией. В боевую готовность тогда привели все 35 пехотных батальонов и 20 кавалерийских эскадронов объединенных советско-монгольских войск. На близость войны указывала и перехваченная шифрограмма премьер-министра Коноэ, отправленная из Токио в Берлин: «Япония будет неуклонно наращивать подготовку к войне с СССР».
Напряжение нарастало. В Японии объявили мобилизацию. В нейтральных водах у Владивостока заметили японский линкор «Мусаси». Разведывательные самолёты Японии неоднократно нарушали госграницу СССР.
В один из дней японский лёгкий бомбардировщик появился над приисками. Развернув 37-миллиметровое орудие, Александр Иванович поймал самолёт в паутину прицела, сделал поправку на скорость и выстрелил. Прочертив линию в небе, снаряд отпугнул нарушителя - сбивать японские самолёты было категорически запрещено. Бомбардировщик улетел.
Так, в ожиданиях и тревогах, пролетели три года срочной службы… Александр Иванович готовился к увольнению в запас, когда началась Великая Отечественная война.
Выдержать «Ледяной удар»
Вторая половина 1941 года прошла в ежедневных учениях и бесконечном ожидании нападения Японии, ударные войска которой успешно атаковали английские войска в Бирме. Однако на стол Иосифа Сталина легло сообщение Рихарда Зорге о том, что выполнение японского плана войны против СССР откладывается, а Императорская Ставка Японии решила нанести удар по главным силам американского тихоокеанского флота. Военный совет принял решение перебросить войска с Дальнего Востока и использовать их в обороне Москвы и Ленинграда.
Так в феврале 1942 года зенитный дивизион, где служил Гончаров, оказался в осаждённом Ленинграде. Солдатам тогда выдавали в день по 250 г хлеба, а детям, служащим и иждивенцам - по 125 г.
Главная задача зенитных орудий дивизиона заключалась в обеспечении противовоздушной обороны «Дороги жизни» через Ладожское озеро. Сначала боеприпасы и продовольствие возили на санях, а когда лёд нарастили - на грузовиках. Почти ежедневно прилетали немецкие бомбардировщики, а иногда - финские самолеты с характерной синей свастикой на фюзеляжах.
Весной, когда лёд начал таять, дивизион перевели в центр Ленинграда. Через неделю, 4 апреля 1942 года, всех подняли по тревоге: к городу на Неве приближалось более 120 вражеских бомбардировщиков. Они начали бомбить боевые корабли Балтийского флота и центр города. Налёты продолжались днём и ночью.
Ствол орудия Гончарова не успевал остывать. Он вновь и вновь бил по немецким самолётам, которых выискивали в тёмном небе лучи прожекторов. Вокруг падали осколки, рядом горело высотное здание… Вскоре рухнули его бетонные перекрытия. Противный свист летящих бомб не замолкал ни на минуту, смерть приходила от упавших фугасных и фосфорных бомб, а также от торпед, которые спускали на парашютах.
…Воздушная волна от очередного взрыва повалила солдат наземь и опрокинула одно из орудий, разметав огонь среди снарядных ящиков. Александр Иванович через силу поднялся и потушил огонь, а потом вновь и вновь начал посылать снаряды в небо. «Этот бой мы должны выиграть! - думал он. - Иначе самолёты со свастикой на крыльях сотрут город с лица земли. А Гитлер уже заявил, что «после поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования Ленинграда».
Кожу обжигал свирепый жар, но от орудия отходить было нельзя. В том бою сбили 23 вражеские машины, но оставшиеся продолжали сбрасывать новые порции зажигательных бомб. Этот жестокий налёт германских самолётов был частью фашисткой операции под названием «Ледяной удар».
Новая война, новая Победа
3 июня 1943 года Александру Гончарову вручили медаль «За оборону Ленинграда». Спустя пять месяцев, во время налёта вражеской авиации, он был ранен в ногу и попал в госпиталь. Когда вернулся в свой дивизион, узнал, что его назначили командиром орудия.
Из Ленинграда зенитный дивизион отправился сначала в Прибалтику, а затем и в Западную Европу. На груди Гончарова появилась ещё одна медаль - «За победу над Германией».
Александр Иванович уже ожидал скорой встречи с родными, когда дивизион получил секретный приказ о переброске из Германии на Дальний Восток. Прокатился слух о новой войне - с Японией. Планы вернуться домой опять сорвались...
Эшелоны с военными покатили во Владивосток. На каждой станции победителей встречали с цветами. Люди думали, что война закончилась и солдат везут домой.
8 августа 1945 года СССР объявило Японии войну. Перед советской группировкой поставили задачу - разбить Квантунскую армию, более 1 млн солдат и офицеров, вооружённых 1150 танками, 5300 орудиями и 2000 боевых самолётов.
Советские войска атаковали японцев из Монголии и с Приморья. Третья группировка, повторив подвиг солдат Суворова, преодолела непроходимый Хинганский хребет и вышла в тыл японских войск. Тяжёлая техника и пушки большого калибра не могли пройти по узкой горной дороге, поэтому в операции задействовали лёгкие танки и орудия малого калибра. Одним из них командовал Гончаров.
Орудие Александра Ивановича вновь без остановки стреляло - то по пикирующим бомбардировщикам, то по японским танкам. Японцы воевали храбро. Александр Иванович впервые столкнулся с камикадзе, которые бросались с минами под колёса танков, направляли свои истребители на пункты связи, штабы, зенитные дивизионы. Но даже это не спасло Японию от поражения. За 23 дня Квантунская армия была полностью уничтожена.
За самоотверженность и умелые действия в бою Гончарова наградили третьей медалью, «За боевые заслуги». Но и на этом война для него не закончилась. 2 сентября 1945 года Япония полностью капитулировала, а местные бои продолжались до конца октября. Только в ноябре 1945 года Гончаров, с медалью «За победу над Японией», был демобилизован и поехал домой, в родную Горьковскую область. Всего он отдал армии семь долгих лет своей жизни.
…Вот уже два года, как моего дедушки А.И. Гончарова нет в живых, но в нашей семье его будут помнить вечно. Как и миллионы советских солдат, он спас наш народ от фашистской чумы.