Чтобы воспитать моряков и речников, готовых встать за штурвал, декан факультета судовождения Волжского государственного университета водного транспорта, Михаил Чурин, сам бывалый командир, создал клуб капитанов. О романтизме профессии и буднях на флоте Михаил Юрьевич рассказывает в своих очерках.
Ювелирная работа
- Михаил Юрьевич, вы сами из семьи капитанов. Река у вас в крови?
- Мой отец, Юрий Константинович, служил командиром противолодочного корабля. Я с детских лет бывал у него на борту, служба казалась таким интересным делом, хотя он часто был в плаваниях, и его могли вызвать в любое время дня на работу на корабль. После демобилизации и окончания кораблестроительного факультета отец работал в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Алексеева в Горьком. Так в нашей семье появилась река.
Поэтому вопроса, куда пойти, у меня не стояло.
- Много лет вы ходили и по морю, и по реке. Есть различия в работе в морской акватории и на той же Волге?
- 17 лет отдал флоту. Как говорят, ходить по морю – это наука, по реке – искусство, официальная формулировка – плавание в стеснённых условиях. В работе на море нужен точный математический расчёт, знание навигации, мореходной астрономии, а на реке – талант, опыт, мастерство.
Капитан должен чувствовать поведение речного судна. Кому-то это ощущение даётся легко, от природы, а к кому-то не приходит даже спустя годы работы. Капитан на речном судне должен быть постоянно собранным. Представьте: идёт по реке большое судно с осадкой
Помню, как проходили на морском корабле от Астрахани до Санкт-Петербурга. В море нет постоянной напряжённости в работе – широко, глубоко. А здесь, на Волге, очень много узких мест, шлюзы. Капитан практически всегда на мостике.
Капитан отвечает за всех
- Ребята, которые сегодня приходят к вам учиться, понимают всю важность, всю ответственность профессии?
- Это раньше мы читали Жюля Верна. Как признался мой друг, однокурсник: «Я выбрал профессию, прочитав книгу Алексея Реутова «В стороне от фарватера. Вымпел над клотиком» (книга как раз вышла в 1973 году, когда М. Чурин поступал в вуз – Авт.).
А сегодня молодёжь в Интернете. Книги о путешествиях, героях, капитанах её уже не интересуют. Я часто вижу: парень сделал жизненный выбор, поступил на судовождение, а представления, что его ждёт, нет. Он даже объяснить не может, зачем пришёл.
Но мы рассказываем студентам о выдающихся мореплавателях и заслуженных капитанах флота, создали клуб капитанов, где с ребятами делятся секретами опытные профессионалы. Никто не сможет рассказать обо всех перипетиях работы на флоте так, как это сделает бывалый моряк, который всё прошёл! Наши студенты встречаются не только с седовласыми капитанами, но и молодыми судоводителями, которые делятся с ними трудностями на первых этапах работы. Такие встречи не менее ценны, чем занятия в аудиториях.
Когда ребята у нас возвращаются с практики, я вижу, как они меняются. Кстати, в 2017 году студенты факультета судовождения два месяца находились на практике на паруснике «Херсонес» в Крыму и открыли парад кораблей в Севастополе, на Дне ВМФ.
Потребность в кадрах для флота велика: на одного выпускника вуза приходится до трёх-четырёх работодателей. Да и в мире дефицит кадров для флота только растёт. Естественно, молодёжь хочет хорошо зарабатывать, поэтому часто стремятся работать за рубежом. Новые пароходы, длинные рейсы, высокие зарплаты… Поэтому нехватка кадров в отрасли, особенно на внутренних рейсах, налицо.
Но есть ребята, которые хотят плавать именно по реке. У нас учится на пятом курсе Анастасия Ромахина - отличница, которая принципиально готовится к работе на Волге. Она из семьи речников.
- Девушка-капитан?
- Это не единичный случай. На судовождение всё чаще приходят девушки. И после диплома они работают и на море, и на реке. Конечно, для женщины это очень тяжёлая работа и физически, и морально. Бессонные ночи, полный контроль за судном, а, главное, груз ответственности – капитан отвечает за всех. Даже если он не на вахте, командир должен в любой момент быть на мостике, подстраховывать. И неважно, женщина ты или мужчина.
- Какими качествами должен обладать капитан?
- Конечно, флот – это романтика, красивый мундир с блестящими пуговицами, фуражка. Но на самом деле за этим стоит тяжёлый, ежедневный труд. Профессия связана с опасностью. И основные качества любого судоводителя – внутренняя дисциплина и ответственность. Разгильдяев на флоте не терпят. Конечно, случаются аварии. Человеческий фактор никто не отменял…
Писатель на мостике
- Ваш друг выбрал профессию, прочитав книгу писателя-капитана. Но и вы, насколько я знаю, пишете рассказы о флотских буднях. Скоро выходит ваша книга. Может, и вы кого-то вдохновите на выбор профессии…
- Писать рассказы хотел давно, когда ещё на мостике стоял. Помню, подходили к порту, я переживал, как мы пришвартуемся. И вдруг подумал: «Об артистах, спортсменах пишут много, есть литература о военных героях, о подводниках. А вот о судоводителях современного гражданского флота в постсоветском пространстве никто не рассказывает».
У меня сохранились какие-то наброски. А в университете уже посоветовали писать серьёзно. И вот 8 сентября у меня действительно выходит первая книга – очерки о буднях и переживаниях тружеников моря, которые долго находятся вдали от родных, в замкнутом коллективе, и вынуждены вместе преодолевать трудности.