Помощь друг другу важна для обеих сторон - и для тех, кто проявляет милосердие, и для тех, кто принимает дар, - так считает директор по развитию Нижегородской ассоциации неправительственных некоммерческих организаций «Служение» Алла Балашова. При этом многие нижегородцы не хотят заниматься благотворительностью, но не в силу чёрствости души, а из-за того, что столкнулись с обманом.
Добрые дела без спешки
- Алла, мы нередко слышим, что деньги, пожертвованные на доброе дело, оказываются в руках мошенников. Ты почти 20 лет работаешь в сфере благотворительности. Как разобраться, кто перед тобой - волонтёр благотворительной организации или обманщик, спекулирующий на людском милосердии?
- Конечно, все зависит от ситуации, но в любом случае первое правило - не спешить.
Если дело происходит на улице, и к нам обращается человек, предлагая помочь деньгами больному ребенку, детскому дому, погорельцам, не лишним будет проявить бдительность и, прежде, чем отдавать деньги, задать уточняющие вопросы, изучить документы. Не взглянуть мельком, а не полениться заглянуть внутрь, прочитать название организации, от имени которой собираются средства, посмотреть, в каком регионе она зарегистрирована. Важно уточнить, в пользу кого собираются средства. Если ростовская или смоленская организация собирает деньги в Нижнем Новгороде на ребенка из Уфы или Норильска, это настораживает. Не лишним будет спросить у человека документ, подтверждающий, что он является официальным представителем благотворительной организации, осуществляющей сбор пожертвований, а также телефон, по которому можно связаться с организаторами.
Если средства собирает добросовестная благотворительная организация, у ее официального представителя на руках будут все необходимые документы – информация об акции, кто и в пользу кого её проводит, на какой территории, в какие сроки, кто (какая благотворительная организация) несёт ответственность за целевое использование собранных средств, где можно получить дополнительную информацию, где в открытом доступе размещаются отчёты об использовании собранных пожертвований. Обычно у реальной благотворительной акции есть партнеры – известные и авторитетные люди и организации, СМИ.
Если же на простые вопросы у представителя нет ответов, есть повод насторожиться. Короче говоря, «не спешите делать добро».
- Звучит странно, особенно от человека, который давно и серьезно занимается благотворительностью.
- К сожалению, в реальности мы сталкиваемся с непорядочностью и обманом в сфере благотворительности. Речь не идёт об ошибках, допущенных по незнанию, речь идёт об осознанном злоупотреблении человеческим доверием, спекуляции на милосердии. И нам не следует поощрять мошенников, манипулирующих нашими добрыми чувствами.
Если мы действительно хотим помочь деньгами, а не просто избавиться от них, имеет смысл потратить несколько минут, чтобы убедиться, что мы принимаем участие в реальной благотворительной акции.
Если по электронной почте или через соцсети нам приходит просьба о помощи, не надо стесняться – надо перезвонить или переспросить. Не исключено, что через какое-то время от этого человека придёт сообщение о том, что его аккаунт взломали, и ни в какой помощи он или его близкие не нуждается.
Не нужно спешить, даже если нам говорят, что помочь надо немедленно, и счёт идёт на минуты. От взвешенных решений пользы всегда больше, чем от спонтанных. Да, ситуации, когда помочь надо быстро, бывают. Но и в этом случае важно убедиться, что наши пожертвования дойдут до адресата. Мы должны быть уверены в организации, через которую мы передаем средства, и убедиться в том, что передаем через неё, а не через ее «двойника», созданного мошенниками, чтобы нажиться на чужой доброте.
- Стоим мы в пробке где-нибудь на проспекте Гагарина, к нам подходит парень или девушка, показывает портрет ребёнка, на лечение которого нужны деньги. А мы: «Подождите, сейчас я на ваш сайт зайду и справки о вас наведу»…
- Ни одна уважающая себя благотворительная организация не пошлёт своих волонтёров на улицу просто так, тем более никто не отправит волонтёров на дорогу бегать в пробках между машинами, приставать к водителям и создавать опасную ситуацию на проезжей части. Это ещё один повод насторожиться и уж точно – не основание, чтобы отдавать им деньги.
Размер не имеет значения
- Почему ты, востребованный талантливый журналист, в своё время ушла заниматься благотворительностью?
- А я не ушла. В 1998 году мне предложили стать редактором газеты для некоммерческих организаций (НКО). Знакомство с деятельностью НКО, с энтузиастами, посвятившими себя служению людям, перевернуло мою жизнь. Мне открылась другая история и другая реальность, где много проблем, много боли, много потерь – и в то же время столько веры, и сострадания, и оптимизма, и творчества, и любви. Работа в благотворительной организации сложная, но она даёт колоссальную отдачу. Ты не просто участвуешь в процессе - ты постоянно соприкасаешься с человеческой добротой, искренностью, милосердием, а это и есть настоящее богатство нашего мира.
- Нижегородцы щедрые или прижимистые? Кто отзывчивей: бедные или богатые?
- Нижегородцы – щедрые и очень добрые. Только некоторые себя не знают с этой стороны. Уровень благосостояния никоим образом не связан с широтой души, и скромное пожертвование небогатого человека имеет не меньшее значение, чем круглая сумма, подаренная человеком более чем обеспеченным. Если человек хочет помочь, но ограничен в средствах, он даст 50 рублей. Если может, даст тысячу или больше. Тот, кто не хочет помочь, не даст ничего вне зависимости от состояния банковского счета и толщины кошелька.
- В чём проблема сегодняшней благотворительности?
- Проблема, и не только благотворительности, в том, что мы утрачиваем такую ценность, как доверие к окружающим. Мошенники, вторгаясь в сферу благотворительности, не только воруют пожертвования, но, что намного важнее, разрушают веру людей в доброту, порядочность и справедливость.
Человек, узнав, что его обманули, в сердцах говорит: «Никогда больше этой благотворительностью заниматься не буду!» И потом, когда помощь действительно нужна, и он может помочь, он пройдёт мимо.
- Сейчас непростая экономическая ситуация, многие говорят: «Я бы помог, но кому нужны мои копейки?»
- Нужны! Размер пожертвования не так важен, как количество участников. Это миф, что благотворительность - удел богатых людей. Если тысяча людей пожертвует по 100 рублей, мы за день соберем 100 000. А ведь добрых и отзывчивых людей не одна тысяча, нас гораздо больше.