«Мы даже школьный рюкзак купили, собрали, дочка радовалась.. Но потом я решила, что с первым классом надо подождать ещё год».
Велика ли разница – услышит ваш малыш первый звонок в шесть или в семь лет? Оказывается, велика. Если сделать неверный выбор, можно обеспечить ребёнку и себе проблемы на годы вперёд. А выбор очень, очень индивидуален. Вот несколько историй, которые это доказывают.
Маленькие жертвы больших амбиций
Нижегородка Марина Исаева, будь её воля, и в восемь лет дочку в школу отдавать бы не стала. Марина полностью посвятила себя воспитанию Дианы. В детский сад девочка не ходила, мама самостоятельно занималась её развитием, и успешно: дочь рано начала разговаривать, потом читать, писать. Только была очень стеснительной...
В семь лет в школу всё же засобирались. Девочка прошла вступительные испытания, оказалось, что ребёнок к школе в принципе готов, а вот мама – нет. Год прошёл быстро, по мере приближения 1 сентября у Марины были мысли оформить домашнее обучение и самой заниматься с дочерью дальше. Но тут папа настоял, чтобы Диана села за парту вместе со всеми.
Учиться у неё получалось. Но и в семь лет девочка смущалась при чужих и категорически отказывалась выходить к доске. Постоянно просилась к маме. Поведенческие проблемы ушли ко второму классу после работы с психологом.
«Незачем тратить год жизни впустую», – решили мама и папа Ани Соковичёвой из Владимира. И шестилетняя Аня отправилась за парту.
«Увы, Анечка стала жертвой моих амбиций, – признаётся теперь её мама Елена. – Я была уверена, что учёба будет легко ей даваться: дочка раньше всех в детском саду научилась читать, отлично запоминала стихи, мы с ней даже начали изучать английский язык. Но оказалось, что к школе её психика была не готова. Аня почти спала на уроках – думаю, это защитная реакция на стресс. Чтобы не отставать от одноклассников, дочке приходится тратить больше сил, чем им. Я себя очень виню…»
Рязаночку Аню Кузнецову родители тоже поторопились отдать в первый класс в шесть с половиной. Почему нет? Девочка и читала бегло, и примеры в уме решала, почти не задумываясь, да ещё и активная, коммуникабельная... Поначалу всё шло хорошо: Ане было интересно, она всё быстро схватывала, с удовольствием знакомилась с одноклассниками. Но уже после двух месяцев учёбы учительница стала говорить маме, что надо обратить внимание на усидчивость... Дома дочка бурно капризничала. И на уроке начала проявлять упрямство: надуется и не выполняет задание.
К концу первого класса у Кузнецовых всерьёз встал вопрос о том, что надо остаться в нём ещё на год. Но всё же, подумав, выбрали второй класс– учительница обещала учесть все особенности ребёнка и выправить ситуацию.
«Но если бы сейчас заново решать, когда идти в первый класс, я бы год подождала, – признаётся мама Ксения Кузнецова. – Ане было бы легче. Я сравниваю её сейчас и год назад – конечно, разница большая. Она сильно повзрослела».
Не зря подстраховались
Диме С. из Ярославля сейчас 17 лет, и он уже студент, потому что в школу в своё время пошёл рано.
Мальчик родился в ноябре, у родителей был выбор – отдать сына в первый класс в шесть лет или в семь. Да и сам Дима хотел поскорее за парту.
Но самое главное – впереди у мальчика была армия, и дадут ли 18-летним выпускникам к тому времени отсрочку для окончания школы, а потом для поступления в вуз, было непонятно: законы-то постоянно меняются. Родители решили подстраховаться и отправить ребёнка в школу пораньше.
Учителя попробовали отговорить, но мама с папой настояли на своём. И оказались правы.
Никакой разницы между Димой и семилетними одноклассниками заметно не было. Ещё в детском саду он научился читать, писать и считать в пределах 100, знал таблицу умножения. Поначалу на уроках ему было даже скучновато... И психологически ребёнок был готов к школе, поэтому и ходил с удовольствием, и уроки делал легко, и учиться ему нравилось. А сейчас нравится вуз, который он выбрал. «Лишний» год сыграл в его судьбе важную роль.
Расплата за спешку
Мама двоих детей Елена Удалова из Кстова Нижегородской области считает, что отдавать ребёнка в школу до семи лет категорически не надо. В своё время её дочери исполнилось шесть лет и семь месяцев, когда девочка пошла в первый класс.
«Оказалось, что ребёнок ни физически, ни морально не готов к школе, хотя мы с ним специально занимались. Первый год дочь очень уставала, мы постоянно делали уроки вместе. И так продолжалось практически всю начальную школу. Я даже заставляла девочку спать днём после школы, потому что её нервная система нагрузок не выдерживала.
А ещё ребёнок постоянно болел – видимо, иммунитет был снижен. Однажды даже на месяц попали в больницу и пропустили важные уроки, пришлось потом навёрстывать.
Я видела, что одноклассники дочки, которые сели на парты в семь – семь с половиной лет, таких проблем не испытывали. Успехи в учёбе у нас появились только классу к третьему, и какими усилиями!»
Дело не в возрасте
Главный критерий готовности к школе – вовсе не цифры в свидетельстве о рождении будущего первоклассника.
«Часто родители руководствуются только возрастом, которого достигли их сын или дочь, или своими представлениями, как надо: мол, я в школу в шесть лет пошёл – и ничего, справился, - говорит семейный психолог из Нижнего Новгорода Екатерина Дерябина. - На самом деле о готовности к школе говорит сразу несколько факторов.
Во-первых, сформированность эмоционально-волевой сферы. Это способность хотя бы частично контролировать своё поведение плюс усидчивость и работоспособность. Ребёнок должен уметь сдерживать эмоции, но в то же время, когда надо, их проявлять.
Второй обязательный параметр – интеллектуальная подготовка: речь, память, внимание, эрудиция, способность к анализу поступившей информации.
Важно, чтобы завтрашний школьник знал о культурно-этической стороне жизни в социуме. Например, умел здороваться и прощаться в нужный момент или просить прощения, если не прав.
Многое решает готовность организма к предстоящим нагрузкам: способна ли детская спина выдержать хотя бы полчаса сидения за партой?
Стоит помнить, что, придя в школу, ребёнок тратит силы не только на учёбу, но и на адаптацию в социуме. Это тоже работа, и для некоторых гораздо более сложная, чем обучение.
Возраст семь лет выбран как идеальный для поступления в школу, потому что, по данным статистики, у 90% детей к этому времени достаточно развились все перечисленные способности. Речь идёт о вполне здоровых эмоционально и физически детях. В иных случаях всё очень индивидуально.
Не учитывая всех факторов готовности к школе, можно после пары месяцев за партой получить ребёнка, который не просто не успевает в учёбе и капризен. У него могут развиться серьёзные поведенческие нарушения, которые придётся долго исправлять.
Примерно за год до первого Дня знаний я рекомендую протестировать ребёнка на готовность к школе у специалиста. Например, хороший нейропсихолог при необходимости поможет «дозреть» нервной системе будущего школьника до предстоящих перемен. Для этого существуют специальные практики».
Кстати
- Американец Майкл Кевин Кирни произнёс первые слова в четырёхмесячном возрасте, а в 10 месяцев уже бегло читал книги. Уже в шестилетнем возрасте он окончил школу, а к восьми годам получил диплом по специальности «Геология».
- Корейский гений Ким Унг Йонг с 4 лет учился на факультете физики, а в семилетнем возрасте ему поступило предложение о работе в HACA. Когда ему было 15, он стал обладателем степени доктора наук по физике.
- Россиянка Ирина Полякова в пять лет прочитала 26 томов сочинений Жюля Верна. В первый класс Ира пошла на два года раньше сверстников. Закончив школу в 13 лет, с лёгкостью поступила в МГУ.
- В восемь лет Алиса Теплякова из Москвы сдала ЕГЭ и получила аттестат за 11-й класс, а в девять лет стала самой юной абитуриенткой МГУ. Она сдала вступительные экзамены на психологический факультет и получила 48 баллов из 100 на дополнительном вступительном испытании по биологии.