Забитые до отказа автобусы, невозможность добраться домой вечером, духота в пробках… Это лишь часть давних проблем, которые призваны решить нововведения. Новая маршрутная сеть после долгих общественных обсуждений работает в тестовом режиме с 23 августа. Каковы первые итоги?
Было нетто, станет брутто
Новую схему за 75 млн руб. разрабатывает проектный институт из Санкт-Петербурга «Стройпроект». Полный переход на неё запланирован в течение 2022-2025 гг.
Главное революционное новшество: в частных маршрутках начали работать транспортные карты и льготы, как до сих пор было только в муниципальном транспорте.
А ещё после долгих согласований с чиновниками и горожанами решено: всего в нижегородской агломерации сохранится 96 автобусных маршрутов, 13 трамвайных и 14 троллейбусных. По данным «Центра развития транспортных систем», к 1 сентября запустили три новых автобуса: А-47 (Верхние Печёры — ЖК «Новая Кузнечиха»), А-36 (площадь Горького — Ближнее Константиново), А-4 (площадь Минина — площадь Горького). Зато отменили три старых маршрута: троллейбус №1 (Московский вокзал – Чёрный пруд), троллейбус №8 (улица Дубравная — Московский вокзал), троллейбус №16 (Верхние Печёры – Кузнечиха-2). Ещё у 14 маршрутов изменились пути следования.
Выяснилось, что автобус А-4, который заменил на рейсе троллейбус №31 на время строительства метро, будет ходить только в часы пик, а автобусы А-47 и А-36 не отображаются в электронных картах и на «умных» остановках.
«Перевозчика для этого маршрута выбрали в последний момент, поэтому автобусы ещё не успели подключить к системе отслеживания, – объяснил замдиректора Центра развития транспортных систем Дмитрий Рябушев в официальной группе новой маршрутной сети «ВКонтакте». – Проблема будет решена в ближайшее время».
Через неделю после старта стало понятно: некоторые водители намеренно ставят «глушилки», которые делают их маршрут автобусом-призраком. Это позволяет скрываться от конкурентов и собирать на остановках больше пассажиров. Среди нарушителей замечены маршруты Т-3, Т-29 и Т-40.
«За использование «глушилок» водителями ответят перевозчики – штрафами и лишениями контрактов», – рассказал директор Центра развития транспортных систем Артём Бафанов.
Возможно, водители пытаются сорвать куш напоследок перед переходом на единые брутто-контракты. Это нововведение – тоже часть реформы. Билетная выручка будет поступать в областной бюджет, откуда перевозчикам по заключённым госконтрактам станут выплачивать деньги за километры пробега общественного транспорта, а не за число перевезённых пассажиров и гонки в час пик.
«Баранка» не по зубам
Больше всего пассажиры жалуются на длительное ожидание общественного транспорта на остановках. Порой табло честно показывает: ждать автобуса два с лишним часа…
Транспортные чиновники отвечают недовольным: одна из причин – нехватка водительских кадров. Проблема эта «длинная», и, скорее всего, за первый этап введения новой маршрутной сети её не решить. На 30 августа в «Нижегородпассажиравтотрансе» были 553 вакансии водителей, а в «Нижегородэлектротрансе» не хватает 203 сотрудников. Зарплата для соискателей водительского кресла – от 50 тыс. руб. в месяц.
«По нашим данным, средняя зарплата водителей в Нижегородской области – 70 тыс. руб. в месяц. К тому же они легко могут устроиться в такси, где более гибкий график и всё же чуть меньше ответственности, чем на линии общественного транспорта, – рассуждает руководитель пресс-службы рекрутингового портала HeadHunter Поволжье Анна Буслова. – Кроме того, только 6% соискателей, а это ничтожно мало, имеют права с категорией, позволяющей им осуществлять пассажирские перевозки».
Ещё в марте 2022 года министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области сообщало, что готово бесплатно переучивать водителей на категории С и D на базе «Нижегородпассажиравтотранса». Видимо, пока желающих освоить «баранку» общественного транспорта не так уж и много.
Ненормативные автобусы
Лето было жарким. И до сих пор, даже если автобус пришёл вовремя, испортить пассажиру настроение может атмосфера внутри салона. В августе общественный транспорт совершенно не выдерживал нормативных требований к комфортности передвижения.
Между тем, согласно нормам, при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов внутри салона не должно быть выше 25, сообщили в региональном управлении Роспотребнадзора. А ещё в автобусе не должно быть больше пяти человек на один квадратный метр. К тому же в салоне обязаны делать уборку по окончании каждого рейса. Обновлять обивку пассажирских кресел и пола полагается раз в два года (в частных маршрутках ей бывает явно больше десятилетия на вид).
Естественно, если в салоне общественного транспорта что-то сломалось, оторвалось, это должны оперативно починить. Не секрет, что сейчас львиная доля подвижного состава, муниципального и частного, далека от этих высоких стандартов. Пока нам обещают, что к 2025 году на линии будут выходить автобусы повышенной вместительности, оборудованные кондиционерами.
Безусловно, есть проблемы, которые при введении новой маршрутной сети требуют системных и волевых решений. Не хватает водителей? Платите им зарплату выше рынка, и они у вас будут.
Ждите злого пассажира
Ряды пассажиров скоро пополнят автолюбители.
«Любые перемены и стремление сделать лучше, чем было, – это уже очень хорошо, - считает юрист, автомобильный эксперт Александр Дейч. - Тем более в такой социально важной сфере, как общественный транспорт.
На самом деле, сейчас ряды пассажиров автобусов могут заметно пополнить бывшие владельцы личных автомобилей. Для некоторых машина становится роскошью, а не средством передвижения. В среднем стоимость пользования авто для владельцев в России выросла вдвое, а в отдельных случаях и в четыре раза!
Но вчерашние автомобилисты любят комфорт. Они не привыкли не то чтобы подолгу стоять на остановках, а в принципе стоять при передвижении из точки А в точку Б, да ещё и в духоте и тесноте. Мы рискуем получить злого пассажира.
Безусловно, есть проблемы, которые при введении новой маршрутной сети требуют системных и волевых решений. Не хватает водителей? Платите им зарплату выше рынка, и они у вас будут.
И здесь не стоит делать ставку на приезжие кадры, например из ближнего зарубежья. Увы, как показывает практика, их квалификация часто ниже требуемой. Хотите обеспечить людям безопасность и комфорт – надо потратиться».
Важно
Водителей общественного транспорта обязали объявлять названия остановок по громкой связи. Главное – чтобы они не забывали ещё и останавливаться там, чтобы прихватить пассажиров. А пока бывает по-разному.
С 23 августа качество транспортных услуг точно не повысилось. Зато тарифы на проезд растут. В муниципальном транспорте до 1 августа поездка при оплате банковской картой обходилась в 26 руб., при оплате наличными – в 28. С 1 августа это 30 и 35 руб. соответственно.
Тот же прейскурант в 30 и 35 руб. действует с 23 августа в частных маршрутных такси.
При этом и в частном, и в муниципальном транспорте работает пересадочный тариф: 30 руб. при пересадке в течение 60 минут и 45 руб. – в течение 90 минут. Надолго ли?