В год 800-летия Нижнего Новгорода общественный транспорт областного центра ждёт очередная перезагрузка: трамваи и троллейбусы могут остаться без кондукторов. Предполагается, что людей заменят автоматы – валидаторы. Что принесёт в жизнь пассажиров такая бесконтактная оплата проезда?
В тестовом режиме
Стационарные валидаторы начнут устанавливать в нижегородском электротранспорте в сентябре 2021 года. Речь идёт обо всём подвижном составе трамваев и троллейбусов города, сообщили «АиФ-НН» в муниципальном предприятии «Нижегородпассажиравтотранс».
Валидаторы будут принимать транспортные карты и все виды банковских. Сейчас принтеры печати чеков тестируют в разных режимах. С апреля 2021 года валидаторы уже работают на шести маршрутах муниципальных автобусов.
Большинство нижегородских пассажиров новинке рады. Возможность не передавать мелочь и карты на другой конец салона или не пробираться с банковской картой через толпу дорогого стоит. А вот у водителей общественного транспорта к новшествам есть вопросы.
«Главное – чтобы всё работало как часы, и я не занимался обслуживанием этого аппарата, – говорит водитель Алексей Григорьев. – Мало ли что, чековая лента закончилась, завис валидатор, чек не выдал – претензии будут ко мне. А так вещь, безусловно, удобная».
Валидаторы в общественном транспорте города мелькают уже лет восемь. Они то появляются, то бесследно исчезают. Причины такого непостоянства разные: компания, обслуживавшая аппараты, не выполнила обязательств, не оказалось программного обеспечения, адаптированного под нижегородские условия оплаты проезда, и т.д.
Кондукторы в прошлом?
Эксперты считают, что введение валидаторов, пусть пока только в электротранспорте, – безусловный прогресс для Нижнего Новгорода. Но, как всякое новшество, это имеет и положительные, и отрицательные стороны.
«Работа кондуктора не зря стоит денег, конфликты между пассажирами и кондукторами у нас сплошь и рядом. На мой взгляд, установка валидаторов эти процессы сгладит, – рассуждает автомобильный юрист Александр Дейч. – Думаю, поначалу будут проблемы с оплатой у пожилых пассажиров, хотя и в этой категории населения всё больше людей пользуются транспортными и банковскими картами. В целом плюсов у системы бескондукторной оплаты проезда больше, чем минусов».
Один из минусов – снижение сознательности пассажиров, считает Александр Дейч. Искушение не прикладывать карту к валидатору и проехать «зайцем», особенно у молодёжи, в первое время будет велико. А значит, отказавшись от штата кондукторов, надо будет увеличивать количество контролёров (именно так поступили несколько лет назад в Санкт-Петербурге).