«Чур я не буду играть царя Ирода, он противный!» «И я не буду! Мам, вообще никто не хочет быть царём Иродом!»
«Не ссорьтесь! Я всё придумала: возьмём стул, приделаем к нему картонную голову в короне и замотаем в плащ. Получится царь на троне. Если никто не хочет играть Ирода, пусть его играет стул – стул всё стерпит!»
Организация домашнего театра – занятие весёлое и креативное. Минимум вложений – максимум удовольствия!
Дань традиции
Всё новое – хорошо забытое старое. Так, начало бума домашних театров в России относят к XVIII веку и связывают с елизаветинской и екатерининской эпохой. Тогда приобщившееся к высокой культуре дворянство пыталось воспроизводить классические театральные постановки в своих поместьях, используя для этого крепостных крестьян. Постановки организовывали с размахом, которому зачастую могли позавидовать настоящие театры.
Однажды возникнув, это явление уже не затухало и продолжило развитие уже в XIX и начале XX века. После отмены крепостного права семейные спектакли стали более камерными – в них участвовали сами домочадцы и их друзья, но это считалось прекрасным развлечением для всех возрастов. В дореволюционной России домашние театры были весьма распространённым явлением, а уж рождественские или пасхальные спектакли – практически повсеместной традицией.
Сейчас кажется, что никакой необходимости в домашнем театре нет: декабрь-январь – это время постоянного марафона утренников и театральных ёлок, а в остальные месяцы есть возможность посещать театры и смотреть постановки буквально на любой вкус. Однако не стоит спешить с выводами! Домашний семейный театр незаменим, поскольку его главная цель – развитие и воспитание.
Во-первых и в главных, это замечательный повод всей семьёй вместе провести время. При подготовке спектакля найти множество дополнительных интересных занятий – все эти дела надо делать сообща, открываясь друг для друга в новых качествах. Просто представьте: сначала – идея и совместная работа над сценарием, потом репетиции, продумывание костюмов и декораций и, наконец, сам спектакль. Всем членам семьи найдётся поле для проявления талантов и упражнений в креативности. Так ненавязчиво дети приобщаются к писательскому, актёрскому и художественному творчеству, ведь для любого спектакля – от «Теремка» до трагедий Шекспира – требуется большая самоотдача.
И про воспитание: готовя спектакль и обдумывая свою роль, дети учатся дисциплине, получают возможность задуматься о себе, своих способностях, сильных и слабых сторонах. Пугливый ребёнок может побыть в роли смельчака, скромная девочка – в роли принцессы, вредину можно назначить добрым волшебником или сказочной феей. В спектакле можно ненавязчиво и в шутливой форме порассуждать о поведенческих проблемах, отыграть какую-то конфликтную или стрессовую ситуацию – это настоящая семейная терапия. Не стоит отказываться от такой возможности!
Театральная кухня
Итак, если мы в целом согласны с аргументами, что домашний театр нужен, давайте подробнее остановимся на том, как именно его организовать.
Перед вами огромное поле возможностей, потому что семейный театр почти не имеет ограничений и позволяет сколько угодно экспериментировать со стилями и формами.
Он может быть классическим игровым, с пафосными костюмами и декорациями, может быть новаторским – без костюмов и декораций, или интерактивным, с постоянным вовлечением зрителей. Наконец, в театре могут давать моноспектакль или вообще стендап. Важно использовать все таланты членов семьи: вдруг дедушка не хочет играть в спектакле, но может подобрать к нему музыку или организовать интересное освещение, а бабушка с удовольствием поучаствует в подготовке костюмов.
Однажды во время рождественского спектакля дома собрались гости. Среди них оказались трое маленьких детей, которым совсем не было места в сюжете (да они и не репетировали). Зато у малышей было огромное желание участвовать в спектакле. Тогда их просто одели в белые костюмчики и выдали в руки бумажных ангелочков. Это позволило детям весь спектакль свободно перемещаться по сцене, добавляя выразительности происходящему. Постановка от такого неожиданного дополнения только выиграла.
Не стоит забывать и про остальные форматы. Можно организовать кукольный спектакль или театр теней, а то и просто сделать настольное представление с детскими игрушками и фигурками из бумаги. А можно взять и скомбинировать все эти стили и варианты – играть так играть!
Вы удивитесь, на какие идеи способны дети, если дать им возможность воплотить придуманное! Иногда новаторству, которое вносят в спектакли юные актёры и режиссёры, могут позавидовать самые современные театры.
Написание сценария – отдельный вид семейного развлечения.
– А не замахнуться ли нам, друзья, на «Колобка»!
– Ни за что! Терпеть не могу эту сказку – она плохо заканчивается, и вообще.
– А мы сделаем своего «Колобка» – с классными персонажами и хорошим окончанием!
– И с кенгуру!
– Почему с кенгуру?
– Потому что у нас есть прикольная игрушка-кенгуру. Давно пора её использовать!
И вот уже традиционный «Колобок» превращается в захватывающий экшн с битвами, погонями, драматическими сценами, счастливым финалом и плюшевым кенгуру.
Можно избежать таких сложностей и взять готовый спектакль, дополнив его репликами с семейными фразочками и шутками или включив туда любимых персонажей детей.
Важное правило домашнего спектакля – всегда предусматривать возможность импровизации, но не слишком на неё надеяться. Некоторых начинающих актёров обязательность импровизации пугает, хотя в рамках точного сюжета они могут почувствовать себя в безопасности и импровизировать от души.
Ещё одно важное и неочевидное правило: не злоупотреблять репетициями. Их должно быть две-три, не больше. Иначе дети утомляются и теряют всякий интерес к постановке.
И занавес!
Декорации, реквизит и костюмы для домашнего театра – это искусство. Здесь нет никаких правил, зато есть возможность для самого разнообразного творчества и фантазии. Хотите вы, чтобы плед был горой, шкаф – великаном, а расстеленная на полу простыня – озером, пусть будут. Можно добиваться правдоподобия, а можно в ходе сюжета ненавязчиво объяснить зрителю, что к чему. Если же хочется делать серьёзные декорации, закупите большие листы картона. Из них можно сделать почти всё, что нужно.
Если народу много, а персонажей в спектакле мало, можно включить элемент пантомимы, когда не задействованные в сюжете актёры могут выступать живыми декорациями. Они будут вставать в разные позы, изображая то деревья, то ветер, то сказочный замок.
Бывают и такие спектакли, когда декорации важнее сюжета: например, если вы делаете лошадь, состоящую из двух актёров – первый изображает голову и передние ноги, второй – спину и задние ноги. Вся конструкция настолько забавная и несуразная, что забирает на себя большую часть внимания зрителей. Или великан, который получается путём взбирания одного актёра на плечи другому, а потом на них надевают один большой плащ. Это тоже выглядит очень смешно – настолько, что любые реплики от такого персонажа заходят на ура.
Теперь о гриме и костюмах. Тут в ход идёт всё – от простыней до старых пальто или вечерних платьев. Если персонажи – это не люди, а сказочные существа, можно сделать маски из бумаги или попробовать себя в качестве гримёра – разрисовать лица аквагримом или обыкновенной акварелью.
Ну, и занавес – очень важная тема для домашнего спектакля, потому что он создаёт особое театральное настроение. Легче всего вешать занавес в дверном проёме и делать сцену в одной комнате, а зрительный зал – в другой.
Когда вы увидите счастливые физиономии детей, раздвигающих занавеску к началу спектакля, вы поймёте, что все усилия были не зря, и захотите продолжения.