Если кто и планировал отпуск за границей, нынешним летом у него это точно не получится – и здесь пришло время импортозамещения. А что предложат туристам старинные города центральной России? Как они пережили три последних месяца без гостей? И что сделать, чтобы люди хотели вновь и вновь вернуться на их купеческие улицы и широкие набережные?
Пока только прогулки
Излюбленные туристические места в Ярославле непривычно пусты последние несколько месяцев. У речного вокзала швартуются лишь местные «трамвайчики», теплоходы с отдыхающими сейчас здесь редкие гости. Волжская и Которосльная набережные, Стрелка, исторические кварталы в центре города замерли в ожидании туристов. Пока здесь можно встретить лишь местных жителей. Да и тех немного. Набережные и Стрелка «оживают» лишь в выходные дни – ярославцы любят здесь отдыхать, хотя из-за ограничительных мер не работают даже туалеты.
Горожане надеются, что в самое ближайшее время ситуация поменяется. В минувшие выходные в регионе разрешили открыться летним верандам кафе и ресторанов. Частично начали работать музеи. Правда, вход на экспозиции пока закрыт, но можно погулять по территории музеев-заповедников. Последние месяцы стали настоящим испытанием и для туристической отрасли во Владимирской области. Богатые музейные экспозиции спрятали за тяжёлыми дверными замками. «Жемчужины» Золотого кольца России осиротели без потока туристов, который так и не нагрянул...
Музеи искали выходы, новые форматы. Например, в Мемориальном доме-музее Н. Е. Жуковского в Собинском районе расцвёл онлайн-туризм. Сотрудники учреждения, словно заправские блоггеры, ведут сайт и странички в социальных сетях. Были там и онлайн-экскурсии, и интересные краеведческие статьи.
И в Рязани пандемия помогла заняться теми туристическими проектами, на которые раньше, возможно, не хватало времени. Как рассказала гендиректор Центра развития туризма Рязанской области Оксана Кутукова, один из таких проектов – «Отложенный отдых». Это серия подкастов и видеороликов о туристской инфраструктуре региона, местах отдыха, маршрутах, тропах и многом-многом другом. Также сделали аудиогид с символичным названием – «Рязань на карантине».
«Путешествовать, изучать маршруты можно онлайн, – говорит Оксана Кутукова. – Пока есть много свободного времени, почему бы не «прокачаться» в этой сфере?»
Рязанская область с 18 июня вышла на второй этап снятия ограничений – заработали кафе и рестораны с летними верандами, гостиницы разрешили заселять до 50% заполняемости, а санатории – до 30%. По словам Оксаны Кутуковой, остаётся только понять, как будет строиться работа объектов показа, – и можно начинать. Пока в регионе активно разрабатывают туры выходного дня и ждут соседей.
А по Волге вверх – теплоход
А в Нижнем Новгороде, открывшемся для жителей других регионов ещё 12 июня, первые туристы сразу же появились. Пожилая пара из Москвы говорит, что провела в самоизоляции два с лишним месяца и, как только разрешили, с удовольствием вырвалась за пределы столицы на три дня. Заказали экскурсию, и музеи открылись, и погода хорошая, правда, сесть на летнюю веранду кафе в День России было ещё нельзя… А теперь и летние террасы общепита открываются.
На Волге пока нет больших пассажирских судов, а именно они давали летом приток туристов. Не волнуйтесь, они вот-вот будут, уверяют специалисты индустрии гостеприимства.
«Многие теплоходы уже наполнены – даты выхода в рейс изменили из-за пандемии, и большинство туристов согласилось на такой перенос, – говорит эксперт в области внутреннего туризма Анна Вингурт. – В программе не будет массовых мероприятий, но отдых на теплоходе – в первую очередь всегда отдых на палубе. Однако во все времена, и это уже показал не один кризис, отдых на теплоходе очень специфический. Если людям он по душе, они готовы путешествовать каждый год, даже по одним и тем же неизменным маршрутам с теми же программами. Это любовь к реке. Люди, которые привыкли отдыхать за границей, на теплоход не сядут и по России не поедут – нет динамики, драйва, возможности свободного перемещения…
Анна Вингурт считает, что стоит активнее продвигать города и регионы с их русской культурой, и в это надо вложить огромные средства.
Между тем в Сети как раз появился свежий ролик, который пытается привлечь гостей в столицу ПФО. Судя по нему, в Нижнем Новгороде очень весело гулять по набережной большой компанией и любоваться на закат. Но поедут ли люди в город только за этим?
«Лето уходит!»
Генеральный директор нижегородской туристической компании Мария Свиридова:
«В туристическом бизнесе есть вещи краткосрочные и долгосрочные, которые делать надо всегда. Если говорить о нынешнем сезоне, то пора заканчивать неразбериху с открытием областей: то надо там по при-езду находиться в обсервации, то нет. Из-за этого многие люди до последнего не могут определиться, куда же ехать в итоге.
А лето уходит! И если у чиновников время бесконечно и заработная плата не зависит от количества туристов, то у сотрудников нашей индустрии очень даже зависит.
Что надо делать всегда, так это развивать сервис. Что бы кто ни говорил, пока его качество несопоставимо с зарубежным, а вот стоимость отдыха – да. Думаю, нам как минимум надо ещё лет пять, чтобы привести внутренний туризм к уровню, к которому наши туристы привыкли за рубежом.
Потом, если анализировать туристические потоки, то экскурсионный отдых, который развит в Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, не сравним с потоками на традиционные курорты. Основная масса туристов всегда едет за впечатлениями, а это и интересная вечерняя жизнь, и отличная кухня с местным колоритом, и современные музеи, и возможность погулять по городу с лавочками, туалетами, с понятной навигацией.
Знания об истории городов, которые мы можем предоставить, у туристов отнюдь не на первом месте, и чем моложе люди, тем это очевиднее. Чтобы платёжеспособные гости приезжали в наши города, мы должны выдвигать их главные запросы на первое место, а культурологическую составляющую предоставлять бонусом».
Как в лучшие сезоны
Исполнительный директор Союза городов Золотого кольца Наталья Булах:
«К середине июня туристическая отрасль в городах Золотого кольца пришла в полный упадок: огромные долги перед арендодателями, поставщиками, банками, налоговой инспекцией. Лишь незначительному количеству туристических объектов удалось воспользоваться мерами государственной поддержки.
В первую очередь города Золотого кольца ждут туристов из Москвы и Подмосковья, а также близлежащих регионов. В основном это будут самостоятельные туристы на собственных автомобилях.
По данным исследования, которое провёл Яндекс в мае, туристические запросы на путешествия по Золотому кольцу выросли на 36%. Сегодня интерес к легендарному туристическому маршруту такой же, каким был в лучшие туристические сезоны. Первые теплоходы в городах Золотого кольца, расположенных на Волге, уже отправляются в рейсы. Но сотрудники турфирм не понимают, как всё будет проходить. В Костроме сейчас разрешено впускать в музей по 10 человек, проводить экскурсию на улице – не более чем для 20 человек. А если на теплоходе прибыли 100-200 человек, где взять столько экскурсоводов, как организовать посещение музея?
По оценкам экспертов, сейчас упор сделают на экотуризм и дачный туризм. Сообщалось, что в регионах, находящихся рядом с Москвой, забронированы на лето все места в небольших отелях и гостевых домах, а также съёмные квартиры».
Где узнать правила въезда и размещения гостей?
- Нижегородская область – горячая линия минздрава региона: (8312) 250-94-03 (круглосуточно), 8-910-397-41-28. Единый консультационный центр Роспотребнадзора – 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).
- Ярославская область – (4852) 73-70-19.
- Костромская область – (4942) 42 34 01.
- Владимирская область – «горячая линия» Роспотребнадзора 8 800 200 0545 (работает в будни с 10.00 до 16.00, звонок бесплатный).
- Ивановская область – единая «горячая линия»: 112.
- Рязанская область – 8 800 100 2262 – горячая линия рязанского управления Роспотребнадзора по региону.