Несмотря на все сложности, крупный российский бизнес, в том числе нижегородский, хочет развиваться. Однако росту деловой активности по всей стране мешает кадровый голод и дефицит рабочей силы. И уже не работодатели, а соискатели диктуют условия на кадровом рынке. Как изменить ситуацию?
Соискатель на пике
Демографическая статистика неумолима: население России сокращается и стареет. По прогнозам экспертов, в ближайшие пять лет людей в возрасте от 20 до 39 лет в нашей стране станет меньше минимум на 5 млн человек.
Следовательно, ждать активного притока молодых кадров российскому рынку труда не приходится. Более того, по оценкам экспертов, сейчас на историческом пике текучесть персонала Цифры впечатляют: по крайней мере, два человека из трёх раз в год готовы менять работу! Об этих трендах российского рынка труда консультант ведущей платформы онлайн-рекрутинга hh.ru Иванна Винник рассказала в Нижнем Новгороде на конференции для руководителей крупных компаний «Т-Банк про бизнес: превращая вызовы в возможности».
Что же происходит 2025 году на кадровом рынке в Нижегородской области? По словам эксперта, уровень безработицы в регионе по итогам марта 2025 года составил всего 2%. Это говорит о стагнации на рынке труда. Острый дефицит кадров наблюдается в розничной торговле, медицине, на производстве, в продажах, строительстве, туризме, ресторанном и гостиничном бизнесе. Традиционно из года в год в регионе не хватает рабочих рук.
Активных резюме стало больше на 35% по сравнению с 2024 годом. Однако этот показатель говорить лишь о той самой текучке кадров. «Сегодня hh.индекс (соотношение активных резюме к одной вакансий) в регионе составляет 4,9, а в ряде профессиональных сфер ниже 4. Между тем рынок труда чувствует себя хорошо, когда hh.индекс от 4 до 8 - объясняет Иванна Винник. - В дефицитных отраслях в регионе этот индекс сейчас варьируется от 3,8 до 1. Например, на 12,5% вакансий в сфере розничных продаж приходится всего 3,8% резюме».

По словам Иванны Винник, первое, что приходит работодателям на ум в попытках изменить ситуацию на рынке труда, – повышение зарплаты. В среднем за последние два года динамика медианных предлагаемых и ожидаемых зарплат в Нижегородской области составила +16%. Средняя предлагаемая зарплата на нижегородском рынке труда в марте 2025 года составила 65 800 руб. Стало ли легче искать персонал? Участники конференции практически единогласно ответили, что нет.
При этом индекс самочувствия соискателей в последние пять лет растёт, к марту 2025 года он был на пике. Получается, сегодня работодатели находятся на рынке соискателей, а не наоборот.
Создать свой бренд
Чтобы решить вопрос с нехваткой молодых кадров, компании автоматизируют производство и нанимают более возрастных сотрудников.
Однако в последние 10 лет в нашей стране средний ежегодный рост производительности труда - всего 1,3%.
Значит, крупный бизнес должен использовать и другие возможности. Например, развивать свой бренд работодателя. Именно он стал важным критерием для многих соискателей при выборе будущего места работы.
Одним компаниям, таким, как Т-Банк, в этом плане легче, поскольку многие соискатели – клиенты банка. Но есть фирмы, которые работают с бизнесом, а не напрямую с людьми. «Тем не менее, эти компаниям надо тоже развивать бренд работодателя, - продолжает Иванна Винник. – Бренд работает и на привлечение кадров, и на удержание действующих сотрудников. Они более лояльны и замотивированы. Всё это конвертируется в прямую прибыль».

Конечно, развитие бренда работодателя требует вложения средств. Но, как показывает практика, в итоге за это платит соискатель, поскольку он готов умерить свои зарплатные требования, если компания имеет репутацию на рынке труда и узнаваема.
Ещё один тренд НR-маркетинга в наши дни – создание амбассадоров бренда работодателя.
Кто же такой НR-амбассадор? Это представитель компании, который рассказывает о ней во внешней и внутренней среде, транслируя позитивный образ, повышает узнаваемость и лояльность к работодателю среди целевой аудитории. Собственные амбассадоры сегодня есть у всех крупнейших российских компаний.
Как же сделать сотрудников амбассадорами бренда работодателя компании? Иванна Винник рекомендует, в первую очередь, определить цели и аудиторию проекта: кого бы хотелось привлечь и удержать?
Далее следует провести коммуникационную кампанию, отобрать и обучить амбассадоров. Потом - создать крепкое сообщество и не пускать его движение на самотёк, но при этом не давить излишне на амбассадоров - людей этот процесс должен вдохновлять.
Кстати
Многие работодатели размышляют сегодня над дилеммой: что дешевле - нанять или удержать сотрудника? «В среднем, процесс найма одного линейного работника обходится в 48% от его годового дохода, - анализирует данные Иванна Винник. - То есть компания заплатит шесть окладов новому сотруднику, вместо того чтобы удержать уже работающего. Если ваши зарплатные предложения адекватны рынку труда, значит, люди уходят из вашей компании по другим причинам. Их важно проанализировать, чтобы остановить отток кадров».